● главная страница / библиотека / обновления библиотеки
[ коллективная монография ]Петроглифы долины реки Елангаш(юг Горного Алтая).// Новосибирск: 1979. 137 с.Авторы: А.П. Окладников, Е.А. Окладникова,
Содержание
Введение. — 3
Культурно-историческое значение петроглифов Алтая. — 5Описание петроглифов. — 10Участок I. Левый берег. — 10Участок I. Правый берег. — 12Участок II. — 14Участок III. — 19Участок IV. — 27Участок V. — 29
Заключение. — 41
Таблицы [1-95]. — 42-136
Введение. ^
Изучение наскальных изображений — одна из важнейших и наиболее перспективных областей археологической науки. Рисунки эти не могут не привлекать внимание каждого, кого волнуют проблемы происхождения и развития древнего искусства. В этой области археологической науки сходятся интересы и историков в собственном смысле слова, занятых выявлением путей развития человеческого общества, сменой культурно-исторических этапов, конкретными историческими событиями прошлого, и представителей других историко-общественных дисциплин.
В первую очередь это относится к искусствоведению, к истории эстетических представлений, смене стилей, которые прослеживаются в панораме веков и тысячелетий. Богатый материал для таких искусствоведческих исследований дают наскальные изображения — петроглифы.
Свой вклад в научение петроглифов, свой взгляд на их идейное содержание вносят также философы и психологи.
Освещением семантики наскальных изображений занимаются и этнографы. Без их помощи в содержании петроглифов трудно разобраться даже археологам — главным обладателям этого драгоценного материала. Этнографические аналогии могут и дают археологам ключ к пониманию мировоззрения древнего человека — автора наскальных рисунков, к выявлению связи петроглифов с его социальной жизнью, верованиями, ритуалами. Да и не только древнего человека, но и людей, близких нам по времени.
В распоряжении исследователей имеются не только самые ранние петроглифы, пещерные росписи и гравировки, которые принадлежат руке палеолитического человека и представляют зарю художественного творчества и эстетического переживания, по и наскальные рисунки уже этнографического характера, которые относятся к недавним временам, в том числе к ближайшим столетиям, например XVIII или XIX вв. Богатый материал такого рода представляют, к примеру, позднейшие наскальные рисунки Верхней Лены, Алтая, Тувы, Монгольской Народной Республики. Для этнографов и историков они служат ценным дополнением к писаным документам, позволяют полнее представить культуру, художественные идеалы, быт и верования предков современных алтайцев, бурят, тунгусов.
Следует подчеркнуть и то, что из всех археологических материалов наскальные изображения наиболее доступны: их не нужно (за редкими исключениями) раскапывать. Скалы, покрытые изображениями, можно сказать, не прячутся, а наоборот, требуют внимания. Вместе с тем из-за своей доступности петроглифы требуют и определённой заботы в отношении их сохранности. Авторы древних рунических текстов Сибири и Монголии называли свои надписи на надгробных памятниках «вечным камнем». К сожалению, камень не вечен. И не только потому, что он подвергается разрушению под действием ветра, дождей или перепадов температуры, особенно в экстремальных условиях пустынного климата, но ещё в большей степени под влиянием факторов, которые называются антропогенными. Поэтому археологи должны сознавать свою ответственность перед будущими поколениями. Это значит, что необходимо, во-первых, по мере сил осуществлять охранные мероприятия, в том числе вести неустанную просветительную работу среди населения и борьбу с агрессивным невежеством; во-вторых, выявлять, описывать и публиковать накапливаемые материалы. И делать это таким образом, чтобы в случае естественного разрушения либо гибели памятников по той или иной причине о них оставалось по возможности наиболее полное представление, чтобы они не исчезли бесследно.
Такую работу неустанно проводят советские археологи, работающие в Сибири и на Дальнем Востоке. Нужно сказать, что в распоряжении учёных уже имеются многочисленные публикации, авторы которых, продолжая работу предшественников и высоко оценивая их деятельность, дали свои монографические сводки по отдельным районам Сибири и Дальнего Востока, явившиеся итогом напряжённых полевых поисков, терпеливого, годами и десятилетиями накапливания фактов, подлинного подвижничества в отыскании нередко на труднодоступных кручах наскальных рисунков. Именно такое подвижничество и энтузиазм являются единственным истинным фундаментом науки о петроглифах.
Что касается предшественников, то нельзя не вспомнить своеобразный, поражающий широтой размаха и обилием мыслей, единственный в своём роде в дореволюционной России огромный труд о петроглифах Енисея, созданный красноярским учёным И.Т. Савенковым — первооткрывателем енисейского палеолита. Среди многочисленных собирателей петроглифов Южной и Восточной Сибири нужно отдать должное также А.В. Адрианову.
Однако лишь в советское время стала возможной систематическая работа по изучению петроглифов азиатской части РСФСР, результаты которой известны не только в нашей стране, но и за рубежом.
Теперь накоплены внушительные фонды материалов по петроглифам Приамурья, Верхней и Средней (Якутия) Лены, Забайкалья (Бурятия и Читинская область), Амура и Уссури, Чукотки (Пегтымель), Тувы. Эти материалы дают возможность делать важные выводы по древней истории этих областей Сибири и Дальнего Востока, определять культуру того пли иного района, её самобытные черты и контакты с внешним миром. К сожалению, в изучении наскального искусства имеются досадные пробелы, причём, как ни удивительно, именно в таком, например, районе, как Минусинский край (Хакасия) или Алтай, т.е. именно там, где особенно энергично трудились И.Т. Савенков и А.В. Адрианов.
Стремясь заполнить лакуну, продолжая, как и прежде, исследования наскальных изображений бассейна Лены и Амура, Якутии и Забайкалья, Институт истории, филологии и философии Сибирского отделения АН СССР решил заняться углублённым изучением петроглифов Алтая и в первую очередь одного из самых замечательных по богатству наскальных изображений местонахождения — долины р. Елангаш. В ходе целенаправленных исследований, продолжающихся уже несколько лет, здесь собран обильный и выдающийся по ценности материал.
Этой книгой мы начинаем публикацию петроглифов Елангаша. Инициатива работ по петроглифам Елангаша принадлежит этнографу-исследователю традиционной культуры алтайского народа Е.М. Тощаковой. За это авторы книги выражают ей свою глубокую благодарность.
Вступительная обобщающая глава написана участником экспедиции Е.А. Окладниковой, глава, содержащая по необходимости краткое описание наскальных рисунков Елангаша, — В.Д. Запорожской.
Авторы настоящей работы выражают надежду, что предлагаемое читателю сжатое описание рисунков послужит в качестве путеводной нити в лабиринте древних символов, анималистических композиций и многочисленных батальных сцен петроглифов долины. Отсутствие такого описания, несомненно, затруднило бы выявление сюжетов петроглифов и осложнило дальнейший стилистический и хронологический их анализ.
В.Д. Запорожская и Э.А. Скорынина выполнили труднейшую работу по оформлению самой важной части книги — её многочисленных таблиц, в которых представлены сами наскальные изображения — сотни рисунков различных времен и стилей.
С чувством признательности авторы отмечают ценную консультацию профессора, доктора биологических наук Н.К. Верещагина, который помог разобраться в диагностике животных на петроглифах долины р. Елангаш.
Следует отдать должное той огромной технической работе лаборантов Института истории, филологии и философии Сибирского отделения АН СССР по заливке калек с рисунками и фотографов по съёмке и подготовке к изданию рисунков.
В настоящем издании публикуются только материалы экспедиции 1969 г.: пять местонахождений петроглифов на левом берегу р. Елангаш.
Мы надеемся, что издание в дальнейшем будет продолжено, и читатели познакомятся с теми материалами, которые ещё ждут своей очереди.
Итак, речь пойдёт о древнем искусстве Алтая. Алтай, величественный и грандиозный, сияющий вечными снегами, покрытый в летнее время зелёным покровом альпийских лугов, с его удивительным Телецким озером и быстрыми горными реками. Он славится в богатырских былинах тюркских и монгольских племён. Алтай веками и тысячелетиями привлекал к себе различные племена и народы. Здесь проходили караванные пути с Запада на Восток. По древним легендам, Алтай — родина «голубых тюрков». Это место, где создавались мощные культурные очаги, скрещивались и синтезировались различные культуры.
Алтай питал творчество и вдохновлял многие поколения художников. Разумеется, каждое поколение творило по-своему, создавало свои творческие школы, свои эстетические и мировоззренческие каноны. Каждое из них оставляло память о себе и своём времени. Такой памятью являются и выбитые на скалах, а также вырезанные на камне рисунки. До смысла их, до запечатлённых в них переживаний давно исчезнувших людей не так легко, а в большинстве случаев просто невозможно добраться нам, людям XX столетия. Тем важнее представить факты, опубликовать дописьменные исторические документы прошлого возможно полнее, точнее, объективнее, т.е. такими, какие они есть. И тем самым создать базу для дальнейших углублённых разысканий и размышлений, для творческого поиска.
Такова основная цель, которую поставили перед собой авторы монографии. Хочется надеяться, что книга найдёт своего внимательного и доброжелательного читателя, который сможет, опираясь на уже сделанное, продолжить поиск авторов более глубоким осмыслением собранного материала.
А.П. Окладников
Заключение. ^
В настоящей книге изложены фактический материал и краткая историография исследования ранее неизвестной области древнего искусства и культуры в предгорьях Южно-Чуйского хребта Горно-Алтайской автономной области — петроглифы Елангаша, оставленные охотниками, кочевниками и скотоводами.
При первом знакомстве с петроглифами Елангаша может показаться, что композиции их относительно малосодержательны и несколько однообразны. Но при специальном анализе выявляется, что наскальные рисунки делятся на ряд групп, которые по стилю и содержанию отражают длительный историко-культурный процесс, протекавший на территории Горного Алтая.
Елангашская долина расположена на границе обширной горной страны и лесостепной полосы. В районе этого своеобразного коридора, по которому проходили древние караванные тропы, скрещивались культурные влияния и рождались самобытные культуры. Елангашские петроглифы, входя в круг памятников наскального искусства Горного Алтая, выделяются своей самобытностью среди других памятников наскального искусства нашей страны.
Искусство петроглифов Алтая и, в частности, Елангашской долины, по тематике анималистично, а идейно глубоко связано с миром представлений, запечатлённых в эпосе алтайцев. Оно, несомненно, реалистично в своей основе, образно отражает быт кочевников и скотоводов. Вспомним характерные сюжеты: господствующий образ зверя, колесницы, лучники, сцены охоты, перекочёвок, сражений, алтайские «пасторали». Своеобразие елангашских петроглифов настолько явно, что их без колебания можно назвать одним большим комплексом.
Елангашские петроглифы, располагаясь па перекрёстке караванных дорог из Азии в Европу, явно тяготеют к наскальному искусству Центральной Азии, однако тематике их не были чужды и хорошо известные общемировые сюжеты, которые характерны для всех памятников наскального искусства нашей страны. На камнях Елангаша мы видим образы солярных животных — золоторогого олепя и священного быка с дугообразными, повторяющими по форме луну — полумесяц, рогами. Золоторогие солярные животные Елангаша наравне с космическим лосем сибирской тайги и древнеегипетским Аписом — звенья одной цепи древних представлений о зооморфной Вселенной и основе мироздания. [1]
Возникнув в предсакскую эпоху, искусство наскальных изображений долины р. Елангаш на протяжении веков претерпело много изменений и в стиле, и в манере исполнения, хотя тематика его во многом осталась прежней. Это связано с переменами в этническом составе населения этих территорий, с большими историческими событиями далеких времён.
Настоящей книгой положено начало публикации материалов волнующего и загадочного наскального искусства елангашского святилища — своеобразного центра древней художественной культуры Северной Азии.
[1] Окладников А.П. Неолит и бронзовый век Прибайкалья, ч. I и II. — МИА, М.-Л., 1950, №18, с. 285-336.
наверх |