● главная страница / библиотека / обновления библиотеки

Новые поступления Эрмитажа. 1966-1977. Каталог выставки. Л.: 1977. [ каталог выставки ]

Новые поступления Эрмитажа. 1966-1977.

// Каталог выставки. Л.: «Аврора». 1977. 160 с.

 

Оглавление

 

В.А. Суслов. Предисловие. — 5 ]

 

Каталог№№1-1368 ]. — 9

 

Пояснения к каталогу. — 10 ]

 

Отдел западноевропейского искусства. — 11

Живопись. — 11

Скульптура. — 28

Рисунок. — 32

Гравюра. — 40

Прикладное искусство. — 54

Отдел истории русской культуры. — 72

Живопись. — 72

Рисунок, миниатюра. — 73

Гравюра, книги. — 77

Прикладное искусство. — 79

Экспедиции. — 94

Отдел истории первобытной культуры и искусства на территории СССР. — 100

Отдел античного мира. — 113

Скульптура. — 113

Керамика. 113

Стекло. — 113

Ювелирные изделия. — 114

Геммы. — 115

Экспедиции. — 117

Отдел Востока. — 128

Ближний и Средний Восток. — 128

Дальний Восток. — 135

Отдел нумизматики. — 138

 


 

 

со стр. 4: ]

 

Каталог подготовлен к изданию устроителями выставки:
М.А. Добровольской (отдел нумизматики, кат. 1028-1368),
Т.И. Зеймаль (отдел Востока, кат. 925-1027),
Е.И. Оятевой (отдел истории первобытной культуры и искусства на территории СССР, кат. 637-762),
А.Г. Побединской (отдел истории русской культуры, кат. 417-636),
Ю.А. Русаковым (отдел западноевропейского искусства, кат. 1-416),
И.И. Саверкиной (отдел античного мира, кат. 763-924)
по материалам, представленным научными сотрудниками — хранителями соответствующих отделов Эрмитажа.

 

Редактор каталога Ю.А. Русаков.

 


 

[ Предисловие. ]   ^

 

Собирательская деятельность — одна из важнейших функций музея. Она немыслима без высокой научной вооружённости и моральной ответственности музейного работника, без постоянного и целенаправленного поиска, несущего порой и разочарование, но чаще — счастливое удовлетворение.

 

Ежегодные выставки новых поступлений стали традиционными в Государственном Эрмитаже. Ныне вниманию посетителей предлагается выставка, показывающая деятельность музея в этой области за более длительный период, за десять — двенадцать лет. Она позволяет нарисовать более объёмную и целостную картину роста эрмитажных собраний, общую тенденцию и направленность их формирования.

 

Выставка не могла, естественно, включить всего количества памятников, влившихся в музейные фонды за это время. Устроители сочли возможным ввести в её состав только около 1400 предметов, наиболее интересных и важных, из коллекций научных отделов Эрмитажа, поступивших из экспертно-закупочной комиссии музея, Министерства культуры СССР, Союза художников, от учреждений и частных лиц в качестве даров, в результате работы музейных археологических экспедиций.

 

Формирование западноевропейских коллекций, картинной галереи и других разделов всегда особенно заботило музей, ибо мы имели здесь в первую очередь дело с сегодняшним процессом развития искусства. За последние десять — двенадцать лет Эрмитаж сумел приобрести, как показывает выставка, ряд интересных произведений как старых, так и современных мастеров. Для XVII в. — это прекрасная композиция француза Жака Белланжа «Оплакивание Христа», «Клеопатра» итальянца Массимо Станционе, работы голландца Адриана ван Остаде и фламандца Тенирса Младшего. Коллекция испанцев обогатилась «Портретом актрисы Антонии Сарате» Ф. Гойи (дар американского предпринимателя и коллекционера Арманда Хаммера). Из работ более позднего времени надо назвать «Пейзаж с домом на холме» Вламинка и два портрета (1939 и 1947 гг.) Анри Матисса, переданные в дар Л.Н. Делекторской. Ею же, кстати, преподнесены музею и шесть скульптур художника.

 

Среди произведений, созданных в последние полтора десятилетия, для выставки отобран ряд полотен итальянца Ренато Гуттузо, француза Андре Фужерона, известных польских, венгерских, румынских живописцев.

(5/6)

 

Большинство скульптурной пластики, вошедшей в собрание Эрмитажа, относится также к нынешнему столетию. На выставке это, помимо упомянутых уже работ Матисса, — отливки в бронзе Эмиля Антуана Бурделя («Энгр», «Красноречие», «Бетховен»), «Грешница» Огюста Родена, работы современных чехословацких скульпторов Тибора Бартфаи («Золотая голова») и Яна Кулиха («Матица»), болгарина Любомира Далчева («Обнажённая девочка»), американца Гутзона Боргума («Семья индейца») и другие.

 

Аналогичная ситуация прослеживается и в собирании западноевропейского рисунка. Наряду с некоторым числом первоклассных работ старых мастеров, здесь появилась значительная группа произведений современных художников. К старым итальянцам прибавились лист «Минерва» Пармиджанино (первая половина XVI в.) и небольшая композиция Тьеполо «Геркулес и Антей». Для XIX в. надо назвать такие выдающиеся имена, как Делакруа, Энгр, Редон, Фридрих. Рисунки немцев Леа Грундиг и Ганса Тео Рихтера, поляка Тадеуша Кулисевича, бельгийца Роже Сомвиля, американца Антона Рефрежье характеризуют в должной мере широту собирательской деятельности музея в современном рисовальном искусстве.

 

Богаче всего представлены на выставке печатная графика и декоративно-прикладное искусство. Расширившиеся международные контакты Эрмитажа с зарубежными музеями и научными учреждениями дали толчок к активному собиранию произведений ведущих мастеров Чехословакии, Венгрии, Польши, ГДР, Болгарии, Румынии, других стран Европы, мастеров, работающих в различных техниках и видах графического и прикладного искусства. Стала складываться и коллекция художников американского континента — Кубы, Мексики, Уругвая. Появившаяся возможность прямых обменов печатной графикой между Эрмитажем и Музеем современного искусства в Нью-Йорке позволила получить ряд листов известных современных художников США.

 

Специфичность научно-экспозиционной деятельности отдела истории русской культуры Эрмитажа наложила, естественно, отпечаток и на характер его собирательской работы. Отдел пополняет свои фонды не только произведениями живописи и графики (на выставке экспонируются, например, портрет Н.А. Некрасова кисти Н. Ге, акварели Ореста Кипренского, Петра Соколова, Зинаиды Серебряковой), но и предметами прикладного искусства, имеющими историко-художественное и историко-бытовое значение. Были расширены хронологические рамки собираемых памятников — от XI-XII вв. (Псковская археологическая экспедиция) до начала XX в., что отразило общий интерес, проявившийся в последние годы к русскому художественному ремеслу второй половины XIX в. и к так называемому стилю модерн. Разнообразие демонстрируемых на выставке экспона-

(6/7)

тов — мебель, стекло, фарфор, металл, костюм, ювелирные изделия — свидетельствует об исключительной заинтересованности Эрмитажа в комплектовании фондов русской культуры.

 

Интересные пополнения были сделаны за отчётный период отделом Востока. В системе его постоянных экспозиций появился новый раздел — «Индонезия» (скульптура, ткани, оружие). Значительным событием стало поступление из собрания С.В. Киселёва большой группы китайских бронзовых изделий XII-III вв. до н.э. и ряда древних памятников Ирана, относящихся как к 3-2-му тысячелетиям до н.э., так и к VIII в. до н.э. (Луристан).

 

Регулярно проводившиеся в последнее десятилетие отделами Эрмитажа археологические экспедиции, помимо большого объёма новой научной информации, дали возможность музею не только расширить существовавшие ранее археологические комплексы, но и создать новые фонды. Для отдела Востока, например, здесь надо назвать такие уникальные находки, как одежда и другие изделия из шёлка, льна и меха из могильника VIII-IX вв. Мощевая Балка (Северный Кавказ) и комплексы фрагментов лёссовых стенных росписей и скульптуры средневекового Пенджикента.

 

Интересные памятники античной цивилизации дали экспедиции отдела античного мира, проводимые в бывших центрах греческой цивилизации — на о. Березань (керамика VI в. до н.э.), в Нимфее (бронза, терракоты, стекло, ювелирные изделия VI в. до н.э. — II в. н.э.), в Херсонесе (с культурным слоем вплоть до XIV в.).

 

Многоплановый по хронологическим рамкам и культурным регионам материал был получен экспедициями отдела истории первобытной культуры. Это предметы культового и хозяйственного назначения из свайного поселения Усвяты IV Псковской области (3-2-е тысячелетия до н.э.), ювелирные и хозяйственные вещи из кургана у с. Перебыковцы Черновицкой области, относящиеся к скифской культуре первой половины VI в. до н.э., изделия из бронзы и глины из могильника Велемичи II Брестской области (зарубинецкая культура I в. до н.э. — начала I в. н.э.). На выставке демонстрируется часть археологических памятников, поступивших из экспедиций ЛОИА АН СССР, Ленинградского и Московского университетов. В этой группе обращают на себя внимание бронзовые и глиняные предметы из поселения Алтын-депе (Южная Туркмения, конец 3 — начало 2-го тысячелетия до н.э.), изделия из меха и дерева, раскрашенные погребальные маски из могильника Оглахты VI Красноярского края (таштыкская культура, I в. до н.э.).

 

Многожанровой и весьма интенсивной была собирательская деятельность отдела нумизматики, и прежде всего в области советского и русского материала. Расширяющиеся контакты отдела с зарубежными музеями, нумизматическими ассоциациями,

(7/8)

некоторыми монетными дворами дали возможность в последние годы основательно расширить и другие фонды. Как всегда, большой научный интерес представляют монетные клады. В состав выставки включены три клада — русских серебряных копеек XVI-XVIII вв. из Калининской области (2086 единиц), медных ильдегизидских монет XII-XIII вв. из Азербайджана (462 номера) и шведских медных монет XVII в. из Ленинградской области (1186 монет).

 

Настоящая выставка — не только отчёт о десяти-двенадцатилетней собирательской работе коллектива Эрмитажа, это и результат многолетних научных исследований и поисков, плод кропотливого труда реставраторов.

 

В.А. Суслов,
заместитель директора Государственного Эрмитажа по научной части.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки