главная страница / библиотека / обновления библиотеки / оглавление путеводителя
[ путеводитель ]Древняя Сибирь.Путеводитель по выставке«Культура и искусство древнего населения Сибири.VII век до н.э. — XIII век н.э.».// [Эрмитаж] Л.: «Аврора», 1976. 136 с.(Открыть в новом окне)Тюркский период. (М.П. Завитухина)
[ Введение ] ^
История древнего тюркоязычного населения Южной Сибири связана с политическими событиями, происходившими в восточной части Центральной Азии. Главенствующее положение здесь в VI в. заняли племена тюрков, обитавших в степях Монголии и распространивших свои кочевья на территорию Алтая и Тувы. В середине VI в. сложилось мощное объединение тюркских племён, получившее название Тюркского каганата, столица которого находилась в Центральной Монголии. Наивысшего могущества Тюркский каганат достиг в 70-е гг. VI в. Его владения простирались от Аму-Дарьи до Большого Хинганского хребта и от границ Китая до Байкала, включали всё Саяно-Алтайское нагорье (см. карту). В результате междоусобиц Тюркский каганат в 582 г. распался на Западный — с центром в Семиречье и Восточный — с центром в Монголии, а в 630 г. он совсем прекратил своё существование. Возродившийся в 682 г. Второй (восточный) тюркский каганат просуществовал до 745 г. — до начала господства в степях Центральной Азии другого могущественного племени — уйгуров. Уйгурский каганат включал и себя Туву и Монголию. В 840 г. уйгуры потерпели поражение от кыргызов, занявших господствующее положение среди кочевников.
Кыргызы создали обширное государство и господствовали в Центральной Азии до X в. Затем под давлением других кочев- ников их держава распалась и в XIII в. Южная Сибирь была завоёвана монголами.
Древнетюркские государственные образования, возникавшие в Центральной Азии, были непрочными, временными. Они представляли собою политическое объединение племён. Образование подобных «империи» и их разрушение во многом зависело от внешних событий, от побед или поражений того или иного военачальника, от его удачливости и таланта.
Племена, входившие в тюркские каганаты, в том числе и южносибирские, имели много общего в хозяйственном и культурном развитии. Их культура изучена по археологическим памятникам, главным образом курганам, но руническим надписям, сделанным самими тюрками, а также по китайским летописям.
Хозяйственную основу тюркского государства составляло кочевое скотоводство. «Судьба тюрков целиком и полностью зависит от овец и лошадей», — говорит китайская летопись. Тюрки разводили также крупный рогатый скот, в том числе яков. Скотоводство было пастбищным в течение всего года, с незначительными заготовками корма на зиму.
Часть древнетюркского населения занималась земледелием, продуктами своего труда они снабжали кочевников. Об этом свидетельствуют письменные данные и находки в могилах ручных мельниц, зёрен проса. Большое значение имела охота на зверя, в особенности пушной промысел. Меха были одной из статей торговли с другими странами.
Судя по дошедшим до нас памятникам, особое развитие у тюрков получили кузнечное и ювелирное ремёсла. Созданные древними мастерами изделия являются прекрасными образцами прикладного искусства. Об искусстве каменотёсов и скульпторов рассказывают монументальные изваяния воинов, которые были распространены по всей территории Тюркского каганата. Древние тюрки явились создателями рунической письменности, существовавшей с VII по XII в. Памятники рунического письма известны в Минусинской котловине, Туве и на Алтае. Это надписи на камнях и скалах, а также на бытовых предметах. Они содержат описание исторических событий, особенностей хозяйства, быта, социальных отношений.
В надписях, увековечивавших знатных умерших, часто сообщается об их больших богатствах. Главным богатством был скот.
На всех территориях, входивших в государство древних тюрков, существовал обычай погребения человека с конём; умерших мужчин и женщин сопровождал в загробный мир конь в полном снаряжении — с уздой, седлом со стременами. Мужчин погребали обычно с оружием, с поясами, украшенными металлическими бляхами. В могилы помещали серебряные сосуды, зеркала, бытовые вещи, предметы вооружения, сбруи и утварь — все это новых форм, неизвестных и предшествующее время.
Древнетюркские погребения дают представление об имущественном положении погребённых. Одни люди были похоронены с большой роскошью, в одежде из дорогих тканей, с поясами, украшенными золотыми п серебряными бляхами, с сосудами из драгоценных металлов; их конь — в богатом убранстве. Других умерших сопровождали только конь или баран и немногие бытовые предметы.
Имущественное неравенство древних тюрков сочеталось с неравенством социальным. С одной стороны феодалы — аристократы, являвшиеся собственниками земель, больших стад скота и табунов лошадей, с другой — находившиеся в подчинении у них рядовые общинники, мелкие скотоводы, которые были основными производителями и несли тяготы военных походов.
Особенностью древнетюркского классового общества является то, что развитие феодальных отношений происходило при кочевом образе жизни и при сохранении родовой организации. Эти отношения носили патриархально-феодальный характер.
Древнетюркский период явился важным этапом в истории Южной Сибири. Он принёс с собой прогрессивные для того времени перемены, связанные с образованием классов и государства, изобретением письменности, сложением патриархально-феодальных отношений. Племена, известные под общим именем «древние тюрки», входили в число предков современных алтайцев, тувинцев, хакасов и других тюркоязычных народностей СССР. Древнетюркские памятники Алтая VI-X века. [Зал 32] ^
Горный Алтай являлся одной из основных территорий расселения древних тюрков. Именно с Алтая вышли тюрки на широкую историческую арену, образовав в 552 г. Тюркский каганат. Материальная культура древних тюрков Алтая наиболее ярко представлена могильником и урочище Кудыргэ в Восточном Алтае, многие погребения которого относятся к VI-VII вв. Умерших хоронили в неглубоких ямах на земляном полу. В большинстве случаев вместе с человеком хоронили коня с уздой и седлом, иногда вместо коня клали только сбрую. Встречены погребения без коня и сбруи и, наоборот, захоронения одних только коней. Над могилами сооружали небольшие по размерам каменные курганы — выкладки.
Различные виды захоронений свидетельствуют, по-видимому, о разном этническом составе населения Алтая.
Погребенных снабжали оружием и предметами конского снаряжения (витрина 2). В употреблении были сложные луки, меньше хуннских по размерам и с меньшим количеством роговых накладок, не столь дальнобойные, но более удобные для стрельбы на скаку; стрелы обычно с крупными железными трёхлопастными наконечниками и с костяными шариками — «свистунками». Стрелы хранили в берестяных колчанах. Воины носили панцири (кольчуги), шлемы, и, кроме лука, были вооружены копьем, длинным однолезвийным мечом или саблей и кинжалом.
Одним из характерных предметов древнетюркского воина был пояс, украшенный бронзовыми, серебряными или золотыми бляхами, в зависимости от богатства и знатности. В кудыргинских погребениях знати иногда находят по два пояса.
Распространённым орудием у тюрков был топор-тесло, доживший у алтайцев и тувинцев до XIX в., а также носимые у пояса железный нож, оселок и прибор для добывания огня. Украшения составляли стеклянные бусы, серьги, фигурные подвески-колты, покрытые золотым листом.
Предметы убранства коня представлены уздами, украшенными бронзовыми и серебряными бляхами, и железными удилами с псалиями. В это время появляются сёдла с жёсткой основой. От них в могилах сохраняются роговые канты и накладки на переднюю и заднюю луки, металлические украшения ремней, подпружные пряжки. Непременной принадлежностью седла стали стремена, вошедшие в употребление с VII в. н.э. Использование стремян и жёсткого седла давало возможность тюркским воинам, привставая на стременах, более метко стрелять из лука на скаку и рубиться саблей, что и обеспечивало им преимущество в бою.
Большой интерес представляет накладка на переднюю луку мужского седла из могильника Кудыргэ. Накладка состоит из Костяные накладки на луку седла. Кудыргэ.(Открыть в новом окне)двух тонких роговых пластин, па поверхности которых выгравированы изображения животных и охотничьи сцены. На правом крыле представлен всадник па полном скаку, стреляющий в оленей (самца и самку) и медведя. За ним бежит собака. В противоположную от всадника сторону убегают две косули. На левом крыле — второй всадник также на полном скаку стреляет в кулана, горного барана и олениху; ниже кулана две рыбы. В центре изображены два огромных тигра, над ними лисица и заяц.
У всадников усатые лица с монголоидными чертами. Стилистически они близки изображениям на тюркских каменных изваяниях. Всадники одеты в рубаху, широкие шаровары, доходящие до щиколоток, и обувь с короткими голенищами. За спинами у них — длинные колчаны, в руках — натянутый лук со стрелами с ромбическими наконечниками. Лошади в уздах и сёдлах, но ещё без стремян. После нанесения рисунка накладка подгонялась по луке седла, поэтому изображения у края пластин оказались частично срезанными, а отверстия для прикрепления к основе седла повредили рисунок. Накладка интересна сложным композиционным решением сцены охоты. Правдиво переданы движения животных, рисунок отличается реалистичностью, свидетельствует о большой наблюдательности художника. Исключение составляют статичные фигуры тигров, поданные в позах, традиционных для искусства сасанидского Ирана. Эта композиция была, вероятно, иллюстрацией эпического сюжета о героической охоте.
Не меньшую роль, чем косторезное, играли кузнечное и ювелирное ремёсла. Алтайские тюрки славились своими изделиями из железа. Центральноазиатская молва называла их «плавильщиками». Из железа ковали оружие и принадлежности сбруи, орудия труда. Из бронзы, серебра и золота изготовляли высокохудожественные изделия, украшенные сложным геометрическим и растительным орнаментом и изображениями зверей.
Как и у большинства древних тюрков, у алтайских племён основными отраслями хозяйства были скотоводство и земледелие. Земледелие при этом было поливным. Для орошения пахотных земель использовали ирригационные сооружения. Для размола зерна применяли ручные вращающиеся мельницы.
Тюркские каганаты пали, и дальнейшая политическая судьба населения Алтая точно не известна. Неясно, входило ли оно в состав Уйгурского каганата и в состав государства кыргызов или нет. Но археологические памятники этого времени есть, они образуют определённое единство — так называемую сросткинскую культуру, которая получила свое название по могильнику у с. Сростки вблизи Бийска. Распространена она была в IX-X вв. не только на Алтае и в приалтайских степях, но и в равнинных районах Верхней Оби и в Восточном Казахстане. Курганы этого времени раскопаны у с. Большая Речка. В одном из них были похоронены двое мужчин с оружием, уздой и седлом. В трёх других могилах этого кургана погребены дети в возрасте семи лет. Один ребёнок был похоронен в одежде, которую украшали около пятидесяти блях, пряжечек, бубенчиков из бронзы и серебра. Здесь же найдены две раковины каури и две игральные кости — роговые кубики с точками на гранях от 1 до 6 (планшет в витрине справа).
Интересны две бронзовые ажурные литые бляхи — медальоны, в центре которых изображены фигуры фантастических птиц в геральдической позе и элементы растительного орнамента. Подобная орнаментация характерна для изделий, изготовлявшихся кыргызскими мастерами.
Особенностью курганов сросткинской культуры является сочетание обряда трупоположения с трупосожжением. Коня в могилу, как правило, не хоронили. Вместо него иногда клали только сбрую. Происходят изменения в инвентаре: появляются новые типы бляшек, пояса со своеобразными бляхами-оправами, новая конструкция узды, уздечные наборы, аналогичные кыргызским. Эти перемены вызваны, по-видимому, влиянием кыргызов, создавших в VI-VII вв. могучее государство с центром в Минусинской котловине и позднее занявших господствующее положение в Центральной Азии. Древнетюркские памятники Тувы VII-IX века. [Зал 32] ^
В Туве известны многочисленные и разнообразные памятники древнетюркской культуры: курганы, поминальные сооружения, каменные изваяния, наскальные изображения, рунические надписи.
Население Тувы, входившее в состав Тюркского каганата, было родственно алтайским племенам. Древние тюрки Тувы своих умерших также хоронили по обряду трупоположения с конём, иногда только с конской сбруей. В Туве были распространены погребения — кенотафы; в них находится набор вещей, полагавшихся человеку в загробном мире, но останки человека отсутствуют. Как и на Алтае, с конем хоронили и мужчин, и женщин, и детей, обычно по одному человеку в могиле с одним конём. Коня помещали, как правило, рядом с человеком, но на ступеньку выше и головой в противоположную сторону (см. фотографию в витрине 1). Кони были взнузданы и заседланы. Ноги их спутаны. Возле ног коня две-три костяные застёжки от пут. Обычны железные удила с псалиями, стремена. В погребениях мужчин находят лук, помещавшийся справа, и берестяной колчан, подвешивавшийся к поясу с левой стороны с помощью специального железного крючка (витрина 1).
В колчанах стрелы с железными наконечниками со «свистунками». Богатые кожаные пояса украшены золотыми бляхами. Остальные предметы также во многом сходны с алтайскими: железные топоры-тёсла, ножи, котлы. В могилах знати находят серебряные сосуды, импортные китайские зеркала времени династии Тан, бляхи из золота и серебра, украшавшие конскую сбрую. Фигурная форма блях передаёт очертания листка растения или цветка (витрина 1, планшет наверху). Каменное изваяние воина. Тува.(Открыть в новом окне)В Туве, как и на Алтае, гончарное дело не получило развития. В быту была преимущественно деревянная, берестяная, кожаная и металлическая посуда.
Рассмотренные экспонаты происходят из могильника Саглы, раскопанного в 1961 г. археологическим отрядом Тувинской комплексной экспедиции Института этнографии АН СССР, возглавлявшимся А.Д. Грачом. Этим же отрядом доставлены в Эрмитаж каменные изваяния. Их создатели — древние тюркские скульпторы — пытались запечатлеть облик современника — мужчины-воина. Обычно воины изображены стоящими в традиционной позе с сосудом в руке. Показаны их одежда, головной убор, серьги, пояс, украшенный бляшками, и носившиеся на нём булава, меч или кинжал, нож в ножнах, мешочек с огнивом (постаменты 3, 5, 6).
Представленная статуя изображает древнетюркского воина. У него раскосые близко поставленные глаза, удлинённый нос. Маленький рот окаймляют закрученные усы. Он держит кубок в руке и оружие на поясе. Внизу изображена жанровая сценка: двое пирующих — у одного в руке кувшин, другой опустил руку в стоящий сосуд.
Подобные памятники создавались для знатных воинов, рядовым ставили каменные стелы. Изваяния устанавливали у каменных оградок, лицом на восток. Здесь совершались поминальные обряды и пиры. Каменные идолы также «пировали» — у каждого в правой руке кубок, а левая сжимает оружие. Перед лицом изваяния устанавливался обычно ещё ряд необработанных камней или грубо сделанных изваяний, «балбалов». Они указывали число убитых этим воином врагов.
В Туве найдено свыше семидесяти рунических надписей, высеченных на погребальных камнях (стелах) и, иногда, на скалах. Образец древнетюркского рунического письма представлен на выставке (фотография у витрины 4). Текст надписи сохранился неполностью. Это надгробная эпитафия в честь воина Багыра.
Последующие периоды истории Тувы, связанные с господством уйгуров (750-840 гг.), а позднее — кыргызов, на нашей выставке не отражены. Енисейские кыргызы и население Среднего Енисея VIII-XIII века. [Зал 32] ^
В VI-VII вв. на Енисее сложилось объединение тюркоязычных племён, которое письменные источники называют именем «кыргыз». Исследователи считают их предками хакасов. Древние кыргызы создали своё государство с центром в Минусинской котловине, которое простиралось до Прибайкалья. Кыргызы были сильным народом, воевали с древними тюрками и уйгурами. В 840 г., победив уйгуров, они проникли в Центральную Азию и расширили границы своего государства. Памятники енисейских кыргызов в IX-X вв. встречены в Туве, Горном Алтае и Восточном Казахстане. Господство кыргызов в Центральной Азии продолжалось, вероятно, до X в., когда под давлением других кочевых племён они вернулись к прежним границам своего государства с центром в Минусинской котловине, где и сохраняли свою самостоятельность вплоть до монгольского нашествия.
Среди кыргызских древностей можно встретить вещи, которые были характерны ещё для таштыкской эпохи. Это — бронзовые амулеты в виде парных головок коней, деревянные фигурки баранов, оклеенные листовым золотом. Преемственность можно наблюдать и в погребальном ритуале — в устройстве кыргызских могил воспроизводится конструкция таштыкских склепов. С таштыкского времени распространён характерный для кыргызов обычай сжигания покойников.
Многообразие обрядов погребения и форм надмогильных сооружений свидетельствует о сложной социальной и, вероятно, этнической структуре кыргызского общества.
Представителей знатных родов кыргызы хоронили под большими курганами типа «чаатас» («камень войны») с каменными оградами и высокими стоящими камнями. Они напоминают старые курганы тагарской культуры. Здесь находят кучки пепла и пережжённых костей, многочисленные сосуды и вещи. В каждом «чаатасе» (несмотря на то, что это внушительное сооружение) погребалось не более трёх человек.
Рядом с «чаатасами» располагаются небольшие каменные курганы, где все погребения совершены только по обряду трупоположения и все без вещей. Возможно, это захоронения представителей какой-то нижней социальной прослойки (слуги, рабы). Здесь же хоронили и детей, как ещё не ставших полноправными членами общества, достойными трупосожжения и «чаатаса».
Кроме того, имеются каменные курганы рядового населения, где сочетается обряд трупосожжения и трупоположения. Инвентарь, однако, и могил с сожжением, и могил со скелетами абсолютно идентичен. Располагаются такие курганы, как правило, группами. Очевидно, это кладбище одного посёлка или кочевья.
Интересная особенность кыргызских захоронений — тайники, устраиваемые в насыпи кургана или в слое погребенной почвы вблизи могил. В них находят конскую сбрую, пояса, золотую и серебряную посуду. Именно в тайниках были найдены все шедевры кыргызской торевтики.
Основным инвентарём кыргызских погребений является глиняная посуда (витрина 4, слева). Наряду с грубыми лепными горшками, зачастую никак не украшенными, присутствуют в могилах оригинальные кыргызские вазы прекрасной выделки, изготовленные на гончарном круге. Это высокие яйцевидной формы сероглиняные сосуды с узким горлом, орнаментированные роликовым штампом. Назначение сосудов неясно. Возможно, в них хранилось вино. Летопись сообщает, что кыргызы «квасят вино из каши». Для этой цели и могли служить вазы из хорошо обработанной и обожжённой глины.
Вооружение и принадлежности сбруи близки алтайским и тувинским. Но кыргызские предметы более четко выработанных форм, более декоративны. Кыргызское оружие славилось далеко за пределами их государства. Как повествует летопись, оно было настолько острым, что им можно было пронзить кожу носорога. Очень любили кыргызы украшать себя и сбрую своих коней различными по форме, орнаменту и технике исполнения бляхами. Чаще всего вся поверхность блях заполнялась растительным орнаментом, сложным переплетением побегов, листьев, бутонов. Распространён был и свойственный почти всему тюркскому миру Серебряная накладка на луку седла. Часовенная гора.(Открыть в новом окне)орнамент «плетёнки». Его можно видеть на костяной оправе для кистей. Реже встречаются изображения животных, птиц или головы человека. Интересна пара фигурок бронзовых накладок с изображением коней (витрина 4). Широко применяли кыргызы и известный с глубокой древности циркульный орнамент. Примером его удачного применения может служить бронзовая чаша, найденная в могильнике у Афанасьевой горы в 1964 г. Вся внут- ренняя поверхность чаши разделена на пояса и украшена кружками разного диаметра, расположенными в различных сочетаниях, благодаря чему получился красивый геометрический узор.
В этом же могильнике найдена серебряная чарка, принадлежавшая представителю кыргызской знати и являющаяся прекрасным образцом древнего ювелирного искусства. Миниатюрная (высота около 6 см) чаша из листового серебра изготовлена методом тиснения с применением чеканки и гравировки. Тулово её восьмигранное, ко дну припаян расширяющийся книзу поддон. От ручки сохранилась пластина, орнаментированная изображением бабочки или пчелы. На восьми гранях чаши в технике чеканки выполнены изображения птицы-феникс, лисицы, ланей, фантастического зверя (льва?). Изображения расположены на смежных гранях попарно в зеркальном отражении. Фон всюду обработан мелкими кружочками.
На поддоне надпись на древнеуйгурском языке. Предварительный перевод её гласит: «Держа сверкающую чашу, я сполна (или: Я, Толыт) обрёл счастье».
За пределами нашего обозрения осталась ещё одна область художественного ремесла — работы каменотёсов, скульпторов, которые создавали надгробные стелы, вырезали на скалах сложные по сюжетам рисунки, посвящённые войне или охоте. Большая точность требовалась от мастеров при вырезании на камнях рунических надписей. До нас дошло большое количество памятников енисейской письменности, являющейся важнейшим достижением культуры кыргызов. Надписи вырезали не только на камнях, но и на бытовых предметах, что свидетельствует о широком распространении грамотности.
Кыргызы занимались в основном земледелием, скотоводством, охотой. В рунических надписях упоминаются «бесчисленные» табуны и стада, принадлежавшие знати. Разводили лошадей, овец, коров, верблюдов. По сравнению с предшествующей таштыкской эпохой, произошли перемены в земледелии. Обработка земли теперь ведётся плугом или сохой. Продолжают осваиваться засушливые земли, совершенствуется система ирригационных сооружений. Появляются новые формы сельскохозяйственных орудий. На поселениях и в могилах находят сошники, серпы, оковки лемехов от плуга, косы-горбуши, большие каменные жернова от ручных мельниц.
С XI в., когда государство кыргызов уже утратило все завоёванные ранее земли, утратило былое могущество, на территории Южной Сибири складывается новая своеобразная культура. Для неё характерны уже другие типы конской сбруи и погребального инвентаря, новые приёмы геометрической орнаментации предметов. Ярким проявлением этой культуры является её минусинский вариант, представленный на выставке могильниками у дер. Чёрная и в урочище Каменка. Это бронебойные наконечники стрел, сабли, удила с большими пластинчатыми псалиями, украшенными геометрическим орнаментом, стремена, детали седел, серебряные кубки на коническом поддоне. Многие железные вещи некогда были покрыты золотыми и серебряными листками, расплавившимися в огне погребального костра.
Следующий этап этой культуры, в XIII в., представлен материалами могильника у Часовенной горы на территории современного Красноярска. С.А. Теплоуховым в 1927 г. раскопаны три могилы с одиночными погребениями и богатым сопровождающим инвентарём. Погребённые лежали в деревянных дощатых камерах в колодах. Найдены серебряные сосуды, золотые серьги, оружие (лук и колчан со стрелами, от которых сохранились железные наконечники с костяными «свистунками», роговые накладки от лука и роговые обкладки колчана с циркульной орнаментацией). Интересен пояс, украшенный бляхами, вырезанными из мягкого камня. Найдены также орудия труда — тесло, молоточек чеканщика, нож, огниво. Замечательны массивные серебряные обкладки седла, украшенные растительным орнаментом. В этом могильнике наряду с вещами кыргызской традиции (т-образные бронзовые бляхи-тройники от сбруи, трёхпёрые наконечники стрел) — присутствуют вещи монгольского типа, такие как серебряные кубки, сёдла с высокими арочными обкладками лук.
В начале второго тысячелетия н.э. в Южной Сибири ведутся постоянные военные действия, которые приобретают наиболее острый характер к началу XIII в. В результате завоевательных походов Чингиз-хана и его сына Джучи Южная Сибирь была покорена и в течение нескольких веков находилась под властью монгольских феодалов.
наверх |
главная страница / библиотека / обновления библиотеки / оглавление путеводителя