главная страница / библиотека / обновления библиотеки

Археологические памятники Прииссыккулья. Фрунзе: «Илим». 1975. [ коллективная монография ]

Археологические памятники Прииссыккулья.

// Фрунзе: «Илим». 1975. 176 с.

Под ред. П.Н. Кожемяко и Д.Ф. Винника.

 

Скачать файл: .pdf, 34,9 Мб.

аннотация: ]

Работа посвящена отдельным вопросам археологии и истории Иссык-Кульской котловины. В ней характеризуются: стоянки первобытных людей каменного века, погребения ранних кочевников-саков, материальная культура тюрков VI-X вв., антропологические материалы из средневековых некрополей, освещены вопросы торговли и цен на товары в VII-XII вв., история изучения археологических памятников Прииссыккулья и другие.

Книга рассчитана на историков, археологов, антропологов, краеведов и читателей, интересующихся прошлым Киргизстана.

 

Оглавление

 

Предисловие. — 3

 

I. Открытие древностей Иссык-Куля. — 6

II. Предварительные результаты исследования мустьерской стоянки Тосор. — 42.

III. Курганы сакского времени долины реки Тон. — 52

IV. Находка медной римской монеты. — 83

V. К вопросу о датировке наскальных изображений Прииссыккуля. — 87

VI. Древнетюркские памятники долины р. Тон. — 102

VII. О женских каменных изваяниях Тянь-Шаня и их этнической принадлежности. — 113

VIII. Некрополи средневекового Тона и городища Бейшеке. — 120

IX. Из истории торговых отношений Киргизстана и сопредельных регионов в VII-XII вв. (К вопросу о ценах). — 135

X. Киргизский корук Туура-Суу. — 145

XI. Археологическая карта Тонской долины. — 160

 

Сокращения. — 175

 


 

Предисловие.   ^

 

Иссык-Кульская котловина окружена со всех сторон высокими хребтами: на севере — Кунгей Ала-Тоо, на юге — Терскей Ала-Тоо. Горные цепи рассекаются удобным для прохождения перевалом Санташ. Западная часть впадины, замыкающаяся Киргизским Ала-Тоо, соединяется с Чуйской долиной узким Боомским ущельем. В любом уголке этого замечательного края встречаются многочисленные и беспристрастные свидетели прошлого — стоянки каменного века, скопления разновременных курганов, каменные изваяния, наскальные рисунки, остатки ирригационных систем, развалины городов, поселений, караван-сараев и т.п.

 

Древности края привлекали к себе внимание многих учёных и путешественников. Археологическое изучение Иссык-Куля началось ещё в середине прошлого столетия и связано с именами наиболее выдающихся русских исследователей Средней Азии.

 

Систематическое научное исследование археологических памятников региона оказалось возможным лишь в советское время. Особо следует выделить изыскания П.П. Иванова (1926-1927 гг.), работы Семиреченской (1940 г.) и Тянь-Шапьской (1949 г.) археологических экспедиций, возглавляемых А.Н. Бернштамом; Иссык-Кульского отряда Института истории АН Киргизской ССР (1959-1962 гг.) и Иссык-Кульской историко-археологической экспедиции (1972 г.) под руководством Д.Ф. Винника, палеолитического отряда Института истории АН Киргизской ССР, руководимого В.А. Рановым и М.Б. Юнусалиевым, исследования сотрудников Института истории в бассейне рек Тон и Тосор (южное побережье оз. Иссык-Куль) в связи с сооружением в 1971 г. Торт-Кульского водоёма и рекогносцировочной поездки специальной группы историков и археологов осенью 1973 г.

 

В настоящем издании публикуются результаты исследова-

(3/4)

ний последних лет, которые знакомят читателя лишь с частью проблем, над разрешением которых трудятся археологи республики. Разнохарактерность сведений по своему значению и содержанию отражает степень изученности памятников региона.

 

Материалы сгруппированы по трём основным разделам археологии, включающим памятники древнекаменного века, кочевого и осёдлого населения, поры античности и раннего средневековья. К ним примыкают исследования, основанные не только на археологических, но и на документально-литературных источниках.

 

Книга начинается разделом «Открытие древностей Иссык-Куля», освещающим историю исследования археологических памятников Иссык-Кульской котловины в дооктябрьский период русскими учёными и путешественниками.

 

Далее следуют материалы и предварительные итоги изучения стоянки мустьерской эпохи на р. Тосор, весьма оригинальной по условиям геологического залегания.

 

В разделе «Курганы сакского времени долины реки Тон» содержатся сведения, характеризующие погребальный обряд, предметы быта и украшения эпохи ранних кочевников. Особого внимания заслуживают погребальные камеры из каменных плит и валунов, конструкция которых пока не находит полных аналогий в синхронных памятниках Средней Азии и-Казахстана.

 

Вызывает интерес публикация римской монеты, найденной на Иссык-Куле, которая дополняет пока не богатую нумизматическую коллекцию этого времени, опубликованную М.Е. Массоном. Однако следует заметить, что все известные римские монеты, найденные в указанном регионе, обнаружены вне культурного слоя. Это не исключает возможности их случайного происхождения.

 

Одним из наиболее сложных вопросов в археологической науке является датировка наскальных изображений, которыми так богата Киргизия. Попыткой приблизиться к решению этой проблемы является публикация «К вопросу о датировке наскальных изображений Прииссыккулья».

 

Два следующих раздела посвящены памятникам кочевого населения древнетюркского времени.

 

Здесь содержатся научно-информационные заметки о новых находках погребений с конём и каменных изваяний, а также попытка определения нового критерия для выделения каменных, скульптур, изображающих женщин. Последняя вызывает интерес уже самой постановкой вопроса, хотя требует дополнительного обоснования.

(4/5)

 

К интересным демографическим выводам приходит автор, проведший сравнительное изучение краниологического .материала синхронных некрополей городищ Кан-Дюбе (Иссык-Куль) и Бейшеке (Таласская долина).

 

В разделе «Из истории торговых отношений Киргизстана и сопредельных регионов в VII-XII вв. (к вопросу о ценах)» рассматриваются цены на различные товары и торговые связи Киргизстана с другими странами. Выводы авторов далеки от окончательного решения и требуют дальнейших исследований.

 

Немалый интерес представляет публикация «Киргизский корук Туура-Суу», где рассматривается вопрос о феодальном землевладении и наличии элементов осёдлости у киргизов в XVIII-XIX вв. Впервые для решения задач подобного рода привлечены не только архивные материалы и письменные источники, но и археологические данные.

 

«Археологическая карта Тонской долины» содержит характеристику всех известных в этом районе памятников кочевого и осёдлого населения. Она составлена на основе данных литературы и продолжительных исследований археологических объектов.

 

Работа написана коллективом авторов: В.М. Плоских, В.Я. Галицким (I); В.А. Рановым, М.Б. Юнусалиевым (II); В.П. Мокрыниным, П.П. Гаврюшенко (III, VI); М.Н. Фёдоровым (IV); Д.Ф. Винником, Г.А. Помаскиной (V); В.П. Мокрыниным (VII); Т.К. Ходжайовым (VIII); В.П. Мокрыниным, М.Н. Фёдоровым (IX); В.М. Плоских (X); Д.Ф. Винником (XI).

 

Не все выводы и датировки памятников, предложенные авторами, безоговорочны. Отдельные из них нуждаются в дополнительных исследованиях и уточнениях, но редакторы оставляют их неизменными, считая приемлемыми для первичных публикаций.

 


 

Сокращения.   ^

 

АО — «Археологические открытия». М.

ВДИ — «Вестник древней истории». М.

КСИИМК — «Краткие сообщения Института истории материальной культуры». М.

ООН АН Киргиз.ССР — Отделение общественных наук Академии наук Киргизской ССР.

Тр.КГПИ — «Труды Киргизского государственного педагогического института». Фрунзе.

Тр.КАЭЭ — «Труды Киргизской археолого-этнографической экспедиции». М.

Тр.ЮТАКЭ — Труды Южнотуркменской археологической комплексной экспедиции. Ашхабад.

СА — «Советская археология». М.

СЭ — «Советская этнография». М.

СНВ — «Страны и народы Востока». М.

Тр.ТКАЭЭ — Труды Тувинской комплексной археолого-этнографической экспедиции. М.-Л.

ЦГВИА — Центральный государственный военно-исторический архив.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки