A.M. Беленицкий, И.Б. Бентович, О.Г. Большаков
Средневековый город Средней Азии.
// Л.: 1973. 394 с.
Оглавление
Часть первая. Город в VI — середине VIII в.
Глава I. Обзор археологических исследований. — 5
Глава II. Фортификация и застройка городов. — 14
Система городских укреплений. — 14
Застройка шахристана. — 23
Застройка пригородной территории. — 43
Глава III. Городские ремесла и торговля. — 48
Гончарное производство. — 48
Стеклоделие. — 65
Обработка металлов. — 69
Ювелирное дело. — 81
Текстильное производство. — 93
Обработка кожи. — 100
Плотничий, деревообделочный и косторезный промыслы. — 102
Обработка камня. — 105
Торговля. — 108
Глава IV. Черты социальной и культурной жизни городского населения. — 113
Социальный состав. — 113
Культура и быт. — 118
Часть вторая. Город в конце VIII — начале XIII в.
Глава I. Основные проблемы, источники. — 132
Глава II. Последствия арабского завоевания. — 143
Глава III. Количество городов. — 163
Южная Туркмения. — 166
Хорезм. — 171
Верхнее и среднее течение Амударьи. — 177
Долины Зеравшана и Кашкадарьи. — 182
Усрушана. — 190
Нижнее и среднее течение Сырдарьи. — 192
Долины Чирчика и Ангрена. — 195
Фергана. — 201
Таласская долина. — 205
Семиречье. — 207
Глава IV. Территориальное развитие города. — 211
Мерв. — 211
Самарканд. — 219
Бухара. — 232
Глава V. Численность населения. — 256
Глава VI. Ремесло, торговля, быт. — 269
Текстильное производство. — 270
Гончарное производство. — 274
Стеклоделие. — 285
Обработка металлов. — 285
Строительные профессии. — 288
Переработка продуктов земледелия и животноводства. — 289
Ремёсла и профессии, связанные с обеспечением внутригородских потребностей. — 290
Торговля. — 291
Надзор за ремеслом и торговлей. — 301
Цены и жизненный уровень. — 305
Благоустройство городов. — 306
Глава VII. Социально-экономические отношения в городе. — 310
Литература. — 353
Средневековые источники. — 368
Список сокращений. — 371
Указатель имён. — 373
Указатель географических и топографических названий. — 377
От редактора. ^
Проблема города, его возникновения, внутренней структуры, динамики развития, наконец, проблема урбанизации общества в последнее время всё более привлекают историков и социологов, психологов и экономистов. Изучение этих вопросов, направленности и тенденции намечающихся процессов имеет первостепенное методологическое значение. Особая роль отводится вопросу о городской жизни на Востоке, теснейшим образом связанному с пониманием специфики местного исторического процесса, приведшего начиная с определённого момента к замедлению темпов развития, а затем и к отставанию от стран, в которых шло интенсивное становление новой классовой формации — капиталистической. К сожалению, вопрос о городе на Востоке, особенно о городе средневековой эпохи, не разрабатывается в советской историографии с должной полнотой, несправедливо заслоняемый проблематикой аграрных отношений. В этом плане настоящая книга является частичным восполнением досадной лакуны. Изучение древних и средневековых городов Средней Азии всегда было в центре внимания отечественного востоковедения и археологии. Широкие и систематические археологические изыскания, развернувшиеся в Средней Азии за годы Советской власти, привели кпочти сплошному изучению средневековых поселений (с постановкой на ряде из них многолетних стационарных раскопочных работ). Детально исследовались вопросы локализации, исторической топографии, керамического ремесла, динамики развития городских поселений. Эта обширная источниковедческая база позволила перейти к следующему этапу — трактовке города как социально-экономического явления в средневековой истории Средней Азии.
В первой части данного издания, написанной А.М. Беленицким (разделы «Гончарное производство», «Стеклоделие», «Текстильное производство» главы III написаны И.Б. Бентович), подробно характеризуется культура города эпохи раннего средневековья, представшая перед нами в новом свете после раскопок Пенджикента. И дело здесь не только в художественном совершенстве заново открытого искусства доарабский Средней Азии. Раскопки Пенджикента позволили подойти к реальному изучению внутренней структуры раннесредневекового города. Оказалось, что в этом городе значительную часть населения составляли мелкие ремесленники и рыночные торговцы и соответственно степень развития ремёсел и денежной торговли была весьма высокой. На экономических достижениях, надо полагать, в значительной мере основывалась зажи-
(3/4)
точность городского патрициата, включавшего в свои состав как крупных землевладельцев, так и купеческую верхушку. Города доарабский Средней Азии как торгово-промышленные центры были прямой социологической предтечей городов поры развитого средневековья. Не случайно наблюдается даже прямая территориальная преемственность основных городских центров.
Значительно осложнило процесс развития городов арабское завоевание Средней Азии. О.Г. Большаков, автор второй части книги, в соответствующих разделах справедливо подчёркивает сложность и противоречивость этого явления. С одной стороны, арабское завоевание и сопутствующие ему события принесли (особенно для Мавераннахра) разрушение производительных сил и частичное запустение городов. С другой — последовавший период политической стабилизации и вхождение в систему централизованного государственного организма Халифата способствовали как бы второму циклу урбанизации Средней Азии, наблюдаемому в IX-X вв. Высокий уровень урбанизации домонгольской Средней Азии подтверждается О.Г. Большаковым, согласно выкладкам которого около 25-30% населения страны жило в городах. Важным вкладом в разработку проблемы восточного города являются разделы второй части книги, посвящённые внутренней структуре городского организма, его социальной стратификации и месту в политической системе страны в целом. О.Г. Большаков справедливо отмечает, что мусульманское право не знает города как особого социального организма, что нашло прямое отражение в нечёткости определений средневековых географов. Высокая роль квартальной автономии, делавшая город своеобразным конгломератом различного рода самоуправляющихся корпораций, специфика политической ситуации, когда кочевнические массы противостояли государственному централизму, за спиной которого предпочитали спасаться горожане, — всё это привело к слабому развитию бюргерства, хотя имелись все экономические предпосылки к его сложению. Элементы муниципального управления не переросли в отличие от Западной Европы в автономию городов. Эта особенность средневековой истории Средней Азии, убедительно показанная О.Г. Большаковым, имеет кардинальное значение для понимания её исторических судеб. Следует надеяться, что представленная коллективная монография внесёт заметный вклад в разработку указанных интересных проблем.
В.М. Массон.
|