● главная страница / библиотека / обновления библиотеки
[ сборник ]Ранние формы искусства.// М.: «Искусство». 1972. 480 с.Сост. С.Ю. Неклюдов. Отв. ред. Е.М. Мелетинский. Содержание
От составителя [ С.Ю. Неклюдов ]. — 5
З.А. Абрамова. Древнейшие формы изобразительного творчества (Археологический анализ палеолитического искусства). — 9А.Д. Столяр. О генезисе изобразительной деятельности и её роли в становлении сознания (К постановке проблемы). — 31В.Н. Топоров. К происхождению некоторых поэтических символов (Палеолитическая эпоха). — 77Вяч.Вс. Иванов. Об одном типе архаичных знаков искусства и пиктографии. — 105Е.М. Мелетинский. Первобытные истоки словесного искусства. — 149С.Ю. Неклюдов. Особенности изобразительной системы в долитературном повествовательном искусстве. — 191М.Г. Харлап. Народно-русская музыкальная система и проблема происхождения музыки. — 221В.Р. Кабо. Синкретизм первобытного искусства (По материалам австралийского изобразительного искусства). — 275М.И. Лекомцева. К анализу смысловой стороны искусства аборигенов Грут-Ай-ленда (Австралия). — 301Д.М. Сегал. Мифологические изображения у индейцев северо-западного побережья Канады. — 321В.Б. Мириманов. Стилистическая эволюция наскальной живописи Сахары. — 373H.H. Кощевская. Некоторые архаические формы и представления в скульптуре Африки. — 397Е.С. Котляр. Африканская сказка о животных и архаические формы повествовательного фольклора. — 411М.М. Ланглебен. О некоторых музыкальных системах и музыкальных нотациях древности. — 429А.М. Карапетьянц. Изобразительное искусство и письмо в архаических культурах (Китай до середины I-го тысячелетия до н.э.). — 445Б.Л. Огибенин. Заметки о принципах индо-тибетской иконографии. — 469
От составителя. ^
Цель этой книги — рассказать о рождении искусства, о его истоках и становлении. Свидетельства того древнейшего периода, когда ещё только происходило видовое обособление устно-поэтического и музыкального творчества, делало первые шаги изобразительно-пластическое искусство, когда в творчестве первобытного человека в рамках мифологического мировоззрения были неразрывно слиты начала эстетические и утилитарные, очень неоднородны. Если раннее изобразительное творчество известно нам по памятникам палеолита и неолита, то начальные этапы развития искусства музыкального и словесного можно только реконструировать по дожившим до наших дней произведениям архаического и традиционного фольклора разных народов. Этим объясняется включение в сборник материалов, столь далёких хронологически и географически, как, например, наскальная живопись и европейские эпосы, австралийский миф и русская народная музыка, африканская сказка о животных и изображения на ритуальной бронзе в Древнем Китае.
Проблема, вынесенная в заглавие книги, синтетическая по своей природе (соответственно синкретичности архаического искусства), требует столь же комплексной постановки и многостороннего разрешения. Этим обусловлена необходимость привлечения специалистов из самых разных областей гуманитарной науки (истории, археологии, этнографии, фольклористики, лингвистики, музыковедения, искусствоведения и т.д.). С другой стороны, книга иллюстрирует возможность разных подходов к материалу и методов его изучения — мы сознательно пытались избегнуть опасной нивелировки и унификации в этом отношении.
Помимо главных задач описания ранних форм искусства много внимания здесь уделено вопросам более частным, а также смежным с основной темой книги; некоторые разделы имеют обзорный и историографический уклон. В какой-то мере этим продиктовано и композиционное расположение материала в книге. Мы надеемся, что вся она в целом будет способствовать постижению во многом ещё не ясного процесса возникновения и становления искусства.
наверх |