● главная страница / библиотека / обновления библиотеки
[ сборник ]Искусство Индии.// М.: Главная редакция восточной литературы. 1969. 224 с.
Содержание
Предисловие редактора. — 5
B.С. Сидорова. Возрождение народной традиции в скульптуре Бхархута. — 8О.С. Прокофьев. Ранние росписи Аджанты. — 34Г.А. Пугаченкова. Бактрийский и парфянский вклад в формирование Гандхарской школы. — 47C.И. Тюляев. Развитие образа Шивы от древней к средневековой эпохе (II в. до н.э. — XII в.). — 75А.А. Короцкая. Храмы Кхаджурахо. — 96С.И. Тюляев. Тадж Махал. — 115О.Н. Томилина. Искусство набивки тканей в Индии. — 137Н.К. Карпова. Миниатюра школы Кангра. — 168И.И. Шептунова. Обониндронатх Тагор и Нондолал Бошу — художники «бенгальского возрождения». — 189Ф.Л. Богданов. Творчество Амриты Шергил. — 208
Предисловие редактора. ^
Отечественная литература по искусству Индии до сих пор скудна. Особенно остро ощущается недостаток трудов, связанных с комплексным изучением всех видов индийского искусства. Составитель и участники настоящего сборника попытались хоть отчасти восполнить этот пробел. Сборник составлен с учётом исторической последовательности развития индийского искусства от древности до современности включительно. В нём представлены все основные этапы развития пространственных искусств Индии и все виды этих искусств: архитектура, скульптура, живопись, художественное ремесло.
Для каждого этапа выбраны самые типичные и выдающиеся памятники и произведения искусства, наилучшим образом характеризующие свою эпоху. В целом же сборник охватывает почти весь наиболее известный нам период истории искусства Индии — два последних тысячелетия: от II в. до н.э. до достижения страной независимости.
Статьи сборника носят научно-исследовательский характер, но в основном написаны популярно. Авторы стремились раскрыть читателю художественные достоинства и идейный смысл произведений древнего изобразительного искусства Индии, величие, своеобразие и символическое значение средневековой архитектуры, декоративное богатство прикладного искусства нового времени и, наконец, зарождение современной живописи Индии, когда впервые древние традиции получили новое развитие.
Первая статья сборника (В.С. Сидорова, «Возрождение народной традиции в скульптуре Бхархута») посвящена памятнику, в замечательных рельефах которого продолжены древние традиции индийской скульптуры. Это искусство характеризуется свежестью, цельностью, силой выражения и почти детской непосредственностью, особенно в фигурах животных, трактованных с необычайной живостью и правдивостью при обобщенности форм.
В Бхархуте сохранилась реминисценция придворного искусства императора Ашоки (273-236 гг. до н.э.) с заметным влиянием ахеменидского искусства Ирана. Но в основном искусство Бхархута продолжает совершенно самобытную народную традицию, возникшую задолго до Ашоки, никогда не умиравшую и служившую основой творчества наиболее искусных мастеров, исполнявших заказы двора.
К этому же времени относятся росписи в древнейших пещерных храмах Аджанты, описанные во второй статье (О.С. Прокофьев, «Ранние росписи Аджанты»).
Сила и уверенность рисунка говорят здесь о сложившейся традиции и профессиональном мастерстве. В отличие от стенописей Европы это прежде всего ис- кусство линии, а не объёма, искусство декоративное по форме. Его содержание — нравоучительные эпизоды из джатак, проникнутые духом буддийских идеалов.
Третья статья (Г.А. Пугаченкова, «Бактрийский и парфянский вклад в формирование Гандхарской школы») касается древних связей искусства Средней Азии и Индии. Изучение скульптур, найденных на территории Средней Азии, позволяет говорить о наличии бактрийского и парфянского вклада в искусство Гандхары. При этом следует учитывать, что в связях Индии и Средней Азии активность влияния той или другой стороны менялась в различные периоды.
Развитие скульптуры от древности к средневековью прослеживается в работе С.И. Тюляева «Развитие образа Шивы от древности к средневековью». Статуя Шивы в Гудималламе (II-I в. до н.э.) характеризуется правдивостью и человечностью образа божества в антропоморфном виде, непревзойдённым совершенством трактовки обнажённого тела. Изображение трёхликого Шивы с о-ва Элефанты (VIII в.) полно философского смысла: троичность Шивы означает незыблемость бытия, проявляющегося, однако, и в других двух аспектах — разрушения и благостной умиротворённости. Утонченно развитой, наиболее философичный образ Шивы представлен его изображениями в качестве Танцора (XI-XIII вв.), являющегося источником движения Вселенной. В этом наиболее теистичном и символичном образе божества отразились в религиозной форме достижения философской и научной мысли Индии.
Статья А.А. Короцкой «Храмы Кхаджурахо» посвящена средневековой архитектуре и скульптуре X-XI вв. Символизируя Меру — мифологическую Гору Вселенной, местные храмы башнеподобны по форме. Их скульптурное одеяние — типичный пример синтеза скульптуры с архитектурой. Фигуры апсар и людей отличаются виртуозным мастерством в моделировке форм и ракурсах. Однако в них преобладают канонизированные правила трактатов по ремеслу.
Индийская архитектура, самая разнообразная в мире по формам, во II тысячелетии обогатилась идеями и принципами, проникшими из мусульманских стран Среднего и Ближнего Востока. Но новые памятники мусульманского культа в Индии получили в творческом воплощении местных мастеров своеобразную форму так называемой индо-мусульманской архитектуры. Ее типичным образцом является прославленный мавзолей Тадж Махал, построенный в середине XVII в. (статья С.И. Тюляева). Совершенство пропорций геометрически ясных форм этой постройки купольно-портального центрическою типа, лишённой скульптуры, логическая завершённость форм и декоративный эффект белого полированного мрамора делают Тадж Махал венцом монгольского зодчества. После Тадж Махала оно клонится к упадку; и в самом Тадж Махале архитектоническое начало начинает служить выявлению декоративных качеств материала.
Ручное производство художественно оформленной практической бытовой вещи доныне имеет большое значение в жизни Индии. Особенно это касается текстильных изделий, украшенных набивкой. В этом подлинно народном искусстве, описанном в статье О.Н. Томилиной «Искусство набивки тканей в Индии», сохраняются неподдельная свежесть, чувство вкуса, богатство тем и превосходные декоративные качества.
В XVI-XVIII вв. наиболее важным видом живописи становится миниатюра могольской, раджпутской и деканской школ. В раджпутском горном княжестве Кангра в XVIII в. она переживала последний расцвет — в это время были созданы очаровательные по тонкости рисунка и нежной красочности миниатюры, описываемые в статье Н.К. Карповой «Миниатюры школы Кангра».
Достижения миниатюры во многом послужили возрождению индийской живописи в XX в.
К искусству нового времени относится течение «Бенгальского Возрождения», возникшее в самом начале XX в. и явившееся отзвуком национально-освободительной борьбы Индии. Его лидер Обониндронатх Тагор стремился создать новое искусство, используя лучшие достижения родного художественного наследия и современного европейского искусства. Он воспитал плеяду художников, среди которых выделялся Нондолал Бошу. Творчество обоих художников, которым посвящена статья И.И. Шептуновой «Обониндронатх Тагор и Нондолал Бошу — художники “Бенгальского Возрождения”», было очень разнообразно по форме.
Последняя статья сборника (Ф.Л. Богданов, «Творчество Амриты Шергил») посвящена живописи известной индийской художницы, работавшей в 30-х годах XX в. Она талантливо воплотила в живописи образ индийского народа, творчески использовав великие традиции индийской живописи.
Таким образом, знакомство с материалами сборника помогает понять особенности индийского искусства, его своеобразие, связанное с основным философским и эстетическим принципом индийского искусства — единством в многообразия, наиболее ярко выраженным в синтезе архитектуры и скульптуры; глубокую философичность; огромную роль в нем декоративности, обусловленной идеологией, базирующейся на доминирующем принципе единства, высокие этические идеалы, особенно искусства с буддийской тематикой, и, наконец, глубокую народность этого искусства, даже храмового, где отвлечённые, тонко разработанные идеи о мироздании в творческом воплощении народных мастеров получали мифологический и фольклорный характер при правдивом и жизненном изображении объектов окружающей среды. С.И. Тюляев
наверх |