[ сборник ]
По следам древних культур.
[ т. III ] От Волги до Тихого океана.
// М.: 1954. 336 с.
Содержание
А.П. Смирнов, Н.Я. Мерперт. Из далёкого прошлого народов Среднего Поволжья. — 9
Археологи на строительстве. — 11
Первые люди на Волге. — 13
Кладбище вымерших млекопитающих. — 14
Новокаменный век (неолит). — 16
Племена эпохи бронзы. — 18
Северные племена. — 19
Южные племена. — 20
Поселение на реке Сускан. — 21
Жилища. — 21
Древние холодильники. — 23
Хозяйство поселения. — 24
Курганы. — 26
Среднее Поволжье в первые века нашей эры. — 31
Болгары в Среднем Поволжье. — 35
Город Великие Болгары. — 39
Гибель города. — 44
Ремесленники города Болгары. — 45
Оборонительные сооружения и архитектура. — 54
Дома горожан. — 58
Древнерусская колония в городе Болгары. — 61
Е.И. Крупнов, И.В. Синицын. Древнее население Нижнего Поволжья. — 65
Введение. — 67
Стойбище древних волжан. — 68
Древние охотники и рыболовы Заволжья. — 71
Скотоводы и земледельцы Заволжья. — 79
Савромато-сарматские племена — ранние кочевники Поволжья. — 84
Поздние кочевники степей Заволжья. — 90
А.В. Збруева. Население берегов Камы в далёком прошлом. — 95
Введение. — 97
Ананьинские могильники. — 98
К истории изучения ананьинской культуры. — 103
Поселения и хозяйство ананьинцев. — 106
Общественный строи ананьинцев. — 117
Верования и искусство. — 119
Отношения ананьинцев с окружающими племенами и народами. — 127
A.Я. Брюсов. Предки народов Зауралья. — 131
Советские исследователи древностей Урала. — 134
Проблема заселения севера Европейской части СССР. — 136
Неолитические поселения на Горбуновском торфянике. — 143
Хозяйство и быт жителей горбуновских поселений. — 145
Связи с соседними племенами, общественные отношения и верования. — 151
Племена Среднего Зауралья в бронзовом веке. — 156
Захват Среднего Зауралья скотоводческими племенами и ассимиляция ими местных племён. — 160
B.Н. Чернецов, В.И. Мошинская. В поисках древней родины угорских народов. — 163
Открытие усть-полуйской культуры. — 166
Быт и производство усть-полуйцев. — 172
Культуры Западной Сибири, родственные усть-полуйской. — 175
Археология Западной Сибири и происхождение угорских народов. — 184
Введение. — 195
Южная Сибирь в таштыкскую эпоху (III век до н.э. — первые века н.э.). — 197
Государство енисейских кыргызов. — 206
Тайники кыргызских курганов. — 214
Древние хакасы. — 220
А.П. Окладников. У истоков культуры народов Дальнего Востока. — 225
«Колокол Александра Македонского». — 228
В поисках первых обитателей Дальнего Востока. — 231
Племена новокаменного века на Дальнем Востоке. — 237
В стране племени илоу. — 247
А.Н. Бернштам. В горах и долинах Памира и Тянь-Шаня. — 261
Пути и дороги (Вместо введения). — 263
Хребет Маниса. — 266
На «Крыше мира». — 272
Кочевники Тянь-Шаня. — 277
Пришельцы с востока. — 283
В просторах степей. — 289
Согдийцы пришли с запада. — 291
Уйгуры. — 294
Накануне (X-XII века). — 299
Заключение. — 303
М.М. Дьяконов. Древняя Бактрия. — 305
Письменные источники. — 310
Археологические раскопки. — 311
Кобадианский оазис. — 315
Общественный строй древних бактрийцев. — 321
Города Древней Бактрии. — 323
Древние бактрийцы — предки таджикского народа. — 332
Предисловие. ^
Союз Советских Социалистических Республик — великое многонациональное государство, на огромной территории которого обитает около 100 народов. Все они имеют свою многовековую славную историю, все они внесли свой вклад в мировую сокровищницу культуры, искусства и социального прогресса человечества.
Освобождённые Великой Октябрьской социалистической революцией от капиталистической эксплуатации и национального угнетения, объединившиеся в братскую семью народов Советского Союза, они построили первое в мире социалистическое государство и смело идут под руководством Коммунистической партии по пути к коммунизму, возглавляя борьбу всего передового человечества за свободу, независимость, истинную демократию и мир во всем мире.
Большие и малые народы Советского Союза с бескорыстной помощью великого русского народа развивают свою культуру, национальную по форме и социалистическую по содержанию. Советские народы большое внимание уделяют познанию прошлого, вдохновляясь в многовековой истории примерами беззаветного служения Родине, борьбы с угнетением, борьбы за передовые идеалы человечества, свободу и национальную независимость.
В каждой союзной и автономной республике, в автономных областях и национальных округах созданы специальные научно-исследовательские институты, в которых изучаются национальные история, язык, литература и искусство.
(3/4)
Небезинтересно напомнить, что в годы царизма во всей Сибири имелся только один университет, а несколько основанных энтузиастами-краеведами музеев влачило жалкое существование, не получая от государства никакой помощи, существуя на подачки отдельных меценатствующих богачей.
Археологические исследования в Сибири и на других окраинах царской России велись разрозненно, бессистемно, от случая к случаю. Не владея подлинно научным методом исследования, археологи не ставили перед собой задачи исторического обобщения. Археологи и раскопщики-любители ограничивались сбором материалов, который в большинстве своём даже не опубликовывался, а лежал мёртвым грузом в музеях и частных собраниях коллекционеров. Только после победы Великой Октябрьской социалистической революции археологические исследования приобрели большой размах и ведутся центральными и местными институтами и музеями на всей необъятной территории Советского государства.
Пользуясь постоянной поддержкой Коммунистической партии и правительства, советские археологи внесли большой вклад в изучение истории народов СССР. Многие из народов Советского Союза до Великой Октябрьской революции не имели своей письменности, и поэтому их история не может быть с необходимой полнотой освещена по письменным архивным материалам. Этот недостаток восполняется изучением вещественных источников, археологических памятников. Археологические исследования позволили не только изучить прошлое народов в те периоды, когда человечество не знало письменности, но и разъяснить многие стороны их исторического развития, особенно в области прогресса производительных сил, изменений в экономике и культуре. Особое значение приобрели археологические исследования при выяснении вопроса о происхождении того или иного народа, вопроса, особенно близкого национальному самосознанию свободных народов СССР. Руководствуясь великим учением марксизма-ленинизма, советские учёные решительно выступили против расистских лжеучений реакционных археологов, антропологов, этнографов и лингвистов, которые пытались и пытаются большинство народов мира объявить «неисторическими», якобы неспособными к развитию, обречёнными на вековое рабство и колониальное угнетение.
Важной особенностью работы советских археологов, как и всех советских учёных, является её коллективность, осуществляемая путём широкого обсуждения новых открытий и исторического обобщения археологических материалов. Характерной чертой советской археологии является её тесная связь со смежными науками и прежде всего с языкознанием, антропологией и этнографией. Последнее особенно важно при изучении далёкого прошлого народов Средней Азии, Кавказа, Сибири и Дальнего Востока.
Шаг за шагом выясняя историческое прошлое больших и малых народов СССР, советские учёные доказали прогрессивное развитие их экономики и культуры, вскрыли объективные причины, тормозившие это paзвитие, разоблачили лживость утверждений проповедников неизбежности
(4/5)
колониального угнетения. Они показали, что независимое демократическое развитие всех народов мира без различия расовой принадлежности является неотъемлемым правом народов, обеспечивающим их свободу и мирное процветание.
В серии «По следам древних культур» советские археологи излагают результаты своих многолетних исследований древней истории и культуры народов СССР и их предков. Первый том серии был посвящён достижениям советских археологов в изучении древнейших культур и государств на территории СССР, второй том — основным итогам изучения культуры древнерусской народности, родоначальницы русского, украинского и белорусского народов.
Настоящий, третий, том очерков «По следам древних культур» открывает страницы древнейшей истории народов Советского Союза, живущих на огромной территории от Поволжья до берегов Тихого океана и от сибирского Заполярья до Памира и Южной Сибири. Разумеется, в одном сборнике невозможно изложить результаты всех исследований, проводимых советскими археологами на этой огромной территории.
Из исследований многочисленных памятников различных племён и народов, охватывающих огромный период от каменного века до позднего средневековья и расположенных на необъятной территории от Волги до Тихого океана, в настоящий сборник включены лишь отдельные яркие примеры, в своём сочетании дающие представление об особенностях историко-культурного развития каждой из областей этой территории.
Многочисленные племена и народности, издавна жившие на огромной территории на восток от Волги, серьёзно не изучались до Великой Октябрьской социалистической революции и третировались буржуазной наукой как «примитивные» и «неисторические», не имеющие ни собственной культуры, ни сколько-нибудь чёткого пути создания своей государственности.
Буржуазные учёные рисовали страшные картины дикого быта на этой громадной территории, а все яркие достижения в развитии культуры народов Средней Азии и Сибири выдавали за результат «греко-македонских» и других иноземных влияний.
Советские учёные на основании многолетних исследований показали тенденциозность этих буржуазных теорий, раскрыли не только особенности процесса формирования и развития племён и народов Заволжья, Урала, Средней Азии и Сибири, но и своеобразие их культуры, и в значительной степени осветили длительный путь исторического развития, который прошли эти племена и народы.
В предлагаемом читателю сборнике прослежены древние исторические связи этих многочисленных племён и народов со славянами, русским народом, непосредственное проникновение которого на эту территорию началось в XV-XVI веках, установлены культурные взаимоотношения многих из них с зарубежными народами и прежде всего с китайским народом.
(5/6)
Обратившись к очеркам, посвящённым археологическим экспедициям в районе гигантских водохранилищ на Волге, которые скоро возникнут за плотинами Куйбышевской и Сталинградской гидроэлектростанций, читатель увидит, что эти работы позволяют уже сейчас проследить историческое прошлое тех племён и народностей, которые послужили основой для формирования современных народов Поволжья — мордвы, чувашей, татар и марийцев. Их исторические судьбы тесно переплетаются с историей народов Прикамья — удмуртов и коми, прошлое которых ярко обрисовывает очерк, посвящённый изучению так называемых ананьинских древностей Камы. Вместе с тем читатель увидит, какие давние связи имели эти народы с Русью.
Как показали археологические исследования, берега Волги с глубочайшей древности были заселены человеком. В районе работ Куйбышевской и Сталинградской экспедиций обнаружены остатки поселений людей, мастерских, изготовлявших различные орудия труда, относящиеся ещё к палеолиту — древнекаменному веку. С тех пор жизнь в Поволжье не прекращалась, и результаты многолетних археологических исследований позволили раскрыть и показать на наглядных примерах весь путь исторического развития на этой территории, постепенное усовершенствование форм орудий труда и организации хозяйства, прогресс в развитии производительных сил местного населения, его взаимоотношения с соседями и т.д.
Таким образом, стала очевидной неправильность прежних представлений о Поволжье как о пустынной области, лишь сравнительно недавно заселённой людьми.
Исследования советских археологов, в частности многолетние раскопки торфяников неолитических поселений Урала и Зауралья, позволили опровергнуть ещё одну буржуазную «теорию» — о том, будто наш север был заселён с запада, раскрыть реальный ход развития неолитических племён, проследить историю их взаимоотношений и наметить пути их передвижения.
Прошлое народов Урала и Зауралья — хантов и манси — до последнего времени было скрыто от взоров истории. Непонятным было поразительное сходство их языка с венгерским и башкирским, а всех этих так называемых угорских языков — с восточными и западными финскими. Открытия советских археологов в этой области отражены в очерках, посвящённых древнейшей истории Урала и обь-иртышского междуречья.
Многолетние полевые исследования и анализ археологического материала позволили установить, что в глубокой древности большая племенная группа, жившая в районе Урала, широко расселилась по освобожденной от ледника безлюдной территории Северо-Восточной Европы. Поэтому в языках их отдалённых потомков и сохранилось древнее родство с Востоком, с обитателями Урала и Зауралья. Далекие исторические судьбы этих народов теперь также вышли из мрака столетий, и современные манси и ханты и их соседи — селькупы уже могут отныне на основании археологических исследований изучать своё далёкое прошлое.
(6/7)
То же можно сказать и о народах Южной Сибири. В очерке и раскопках на Среднем Енисее рассказывается о сложении хакасского (древнего кыргызского) народа, о его своеобразной культуре и о создании им в VI-IX веках сильного раннефеодального государства, одно время игравшего большую роль в Центральной Азии и Сибири. Славные страницы борьбы хакасского народа за свою свободу и независимость против захватнической военной политики Чингис-хана и его наследников служат примером любви к свободе, стойкости, преданности своей родине.
Археологическое исследование Дальнего Востока началось лишь в самые последние годы. Перед учёными открыты бескрайние перспективы изучения малоизведанных пространств Приамурья и Приморья, Чукотки и Камчатского края. В очерке «У истоков культуры народов Дальнего Востока» показаны лишь первые шаги по пути воссоздания истории древних племён — предков современных нанайцев, ульчей, нивхов-гиляков и других народов советского Дальнего Востока. Одной из задач Дальневосточной археологической экспедиции было выявить основы, на которых в далёком прошлом (VIII-XII века) у народов Амура и Приморья сложились древние государства Бохай и Цинь. Завоевания Чингисхана разрушили их цветущую культуру, надолго отбросив народы Дальнего Востока назад, к первобытно-общинному строю.
Несомненный интерес представляют и древнейшие памятники Приморья, в которых археологи находят подтверждение тому, что, американский континент первоначально заселялся древними племенами — выходцами с Дальнего Востока и из Азии.
Исключительный интерес представляют результаты исследования Южного Памира, где были открыты памятники, свидетельствующие о том, что в бронзовом веке племена, первоначально обитавшие в степной зоне Сибири, в Северном и Центральном Казахстане, продвинулись далеко на юг, к северным пределам Индии. Вполне возможно, что это продвижение имело отношение к важнейшим переменам в составе населения Среднего Востока, связанным с распространением там индо-иранских языков.
Памятники более позднего времени, вскрытые археологами на Тянь-Шане и Памире, позволяют осветить многовековой процесс создания той социальной и этнической основы, на которой впоследствии сложились казахский и киргизский народы, возникла их феодальная государственность.
Раскопки на территории Южного Таджикистана, в древней Бактрии, в частности исследование долины Кафирнигана, позволили сделать важнейший вывод о том, что рабовладельческий строй отнюдь не был привнесён сюда греко-македонскими завоевателями, — он возник у местных племён ещё до вторжения Александра и явился результатом их собственного социально-экономического развития. И именно поэтому эллинистическое влияние в Средней Азии было воспринято не поверхностно: население этих областей стояло уже на таком уровне общественного развития, когда культурные влияния воспринимались ими творчески и
(7/8)
использовались при создании оригинальной среднеазиатской культуры, своеобразие которой выражают памятники Аму-Дарьи и Кафирнигана. Исследования древнейших памятников Бактрии привели к ряду выводов, принципиально важных для истории народов Средней Азии, в частности для истории таджикского народа. Так, например, в результате археологических исследований было доказано, что уже к III-IV векам н.э. следует относить разложение рабовладельческого строя в древней Бактрии и создание на его развалинах нового, феодального строя.
Таково содержание третьего тома «По следам древних культур».
Весь том объединён одной задачей — показать на наиболее ярких примерах многотысячелетние процессы возникновения и древнюю историю народов, населявших эту гигантскую территорию, показать их не в виде абстрактной этнографической или социологической схемы, но со всей конкретностью, какая только возможна для советской археологической науки в наши дни. Эти глубокие процессы, несмотря на их древность, имеют прямое отношение к выяснению исторического прошлого современных народов, живущих на огромных пространствах советского Востока, строящих новую, счастливую жизнь, борющихся в первых рядах со всеми народами Азии за свободу и мир во всем мире.
Член-корреспондент Академии наук СССР
С.В. Киселёв
|