главная страница / библиотека / обновления библиотеки

Взаимодействие культур и цивилизаций и ритмы культурогенеза. Материалы методологического семинара. СПб: 1994. (Археологические изыскания. Вып. 13) С.С. Миняев

Кочевники Азии и эпоха сюнну.

// Взаимодействие культур и цивилизаций и ритмы культурогенеза. М-лы методологического семинара. (Археологические изыскания. Вып. 13). СПб: 1994. С. 64-66.

 

В конце III в. до н.э. население обширного ареала Центральной Азии вступает в новый этап своего развития. Он связан с усилением племён сюнну (хунну), за короткий срок подчинивших своих близких, а затем и отдалённых соседей. В результате в азиатских степях за несколько лет образовалось мощное племенное объединение, власть которого распространялась на огромные пространства от Хуанхэ до Байкала и от Маньчжурии до Енисея.

 

После своего усиления сюнну попадают в поле зрения древнекитайских историков, которые перечислили важнейшие события сюннуской эпохи и зафиксировали характер общественных отношений и обычаи сюнну. Однако современники сюнну, хронисты ханьского времени ничего не смогли сообщить о происхождении этого народа, что наглядно подчёркивает трудности в разработке проблемы сюннуского этногенеза. Бытовавшая одно время в литературе версия об «ордосской прародине» сюнну была основана на ошибочной трактовке сведений письменных источников и её несостоятельность в настоящее время очевидна (Миняев, 1989 [1991?]; он же, 1990). Данные антропологии и лингвистики крайне недостаточны и весьма противоречивы.

 

Таким образом, для разработки проблемы происхождения сюнну решающую роль в настоящее время играют археологические источники. Эти источники показывают, что материальная культура сюнну прошла определённый период формирования, когда

(64/65)

развитие традиций различных племён скифского времени, вошедших в племенной союз, испытало колоссальное влияние новых идей в области технологии и организации военного дела. Сформировавшийся комплекс новаций благодаря созданию огромного племенного союза в стандартизованном виде получил распространение на обширной территории. Как результат материальная культура, традиционно именуемая «сюннуской», во II-I вв. до н.э. представляет собой внеэтническое сочетание признаков, истоки которого бесполезно искать в какой-либо одной культуре скифского времени.

 

В то же время данный комплекс в опосредованном виде зафиксировал резкое социальное расслоение сюннуского общества в период его расцвета во II-I вв. до н.э. Это обстоятельство позволяет выделить признаки погребальной обрядности, связанные возможно с ранними сюнну (протосюнну) и тем самым наметить путь для разработки проблемы происхождения сюнну.

 

Анализ археологического материала показывает, что для памятников ранних сюнну должны быть характерны погребения в каменных ящиках, куда помещался деревянный гроб, т.е. захоронения, позднее типичные для рядовых сюннуских могильников.

 

Такой подход позволил наметить район, где первоначально могли обитать сюнну. Это степные и лесостепные районы юго-западной Маньчжурии, где в долинах притоков рек Ляохэ, Лаохахэ и Луаньхэ обнаружены в последнее время несколько особых погребальных памятников скифской культуры VIII-IV вв. до н.э. Эти памятники обладают как раз теми признаками, которые в III-I вв. до н.э. проявляются именно в памятниках рядового населения сюнну. При этом некоторые категории инвентаря аналогичны сюннуским, а другие можно рассматривать как исходные для развития соответствующих типов сюннуских изделий.

 

Историческая судьба самих сюнну остается неясной до настоящего времени. Многие исследователи считают, что сюннуские завоевания дали толчок «великому переселению народов» — длительному процессу миграций скотоводческих племён, в результате которого потомки сюнну под именем гуннов могли появиться в Европе. Однако данные археологии как и анализ письменных источников показывают несостоятельность этой версии. Наиболее

(65/66)

вероятно, что сюнну с утратой своего влияния во II-III вв. н.э. постепенно ассимилируются в среде своих соседей, скотоводческих племён сяньби, ухуань, гаогюй и др.

 

Сюннуские завоевания привели к крушению центральноазиатских племенных союзов скифского времени, к интенсивному перемещению больших масс населения, к активному взаимодействию различных культурных традиций и тем самым к существенной трансформации антропологического и культурного облика населения азиатских степей. Тем самым эти завоевания оказали огромное влияние на ход исторических процессов в азиатской части степного пояса. Именно в эпоху сюнну складывается основа для новых объединений эпохи раннего средневековья — жуаньжуаней, тюрок, киданей — сыгравших столь же значительную роль в истории этого огромного региона и во многом определивших этническую ситуацию на востоке степного пояса в новое время.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки