главная страница / библиотека / обновления библиотеки
[ сборник ]Аланы. Западная Европа и Византия.// Владикавказ: 1992. 208 с. (Alanica – I)Отв.ред. В.Х. Тменов. Оглавление См. файл .djvu, 19,3 Мб на vk.com.
Предисловие. — 5
В.А. Кузнецов. Аланы в Западной Европе в эпоху «Великого переселения народов». — 10B.Б. Ковалевская. Аланы в Западной Европе (сопоставление данных истории, археологии, лингвистики и антропологии, IV-V вв.). — 34М.Д. Черчесова. Бернард С. Бахрах и его «История алан на Западе». — 86А.Н. Карсанов. Аланы на Пиренейском полуострове и в Северной Африке. — 109О. Винцелер. К вопросу о происхождении названия Jacy (Яссы). — 120Э. Хоргоши. Два этюда о ясах Венгрии. — 130C.Н. Малахов. Малоизвестное свидетельство об аланах в Житии Феодора Эдесского. — 135С.Н. Малахов. К вопросу о локализации епархиального центра в Алании в XII-XVI вв. — 149Л.А. Перфильева. К вопросу о византийском влиянии на культовую архитектуру Северо-Западного Кавказа X-XI вв. — 180
Список сокращений. — 202Краткие сведения об авторах. — 203
Предисловие. ^
На протяжении длительного времени не ослабевает интерес исследователей к истории ираноязычных алан, сыгравших важную роль в жизни многих племён и народов Старого Света. Отечественная наука по праву может гордиться своими достижениями в изучении аланской проблематики. День ото дня нарастает поток публикаций, посвящённых аланам, кочевавшим в древности по бескрайним просторам Евразии, оседавшим на Кавказе и Руси, служившим одним из последних доводов в вооружённых конфликтах между Ираном и Византией, арабами и хазарами, грузинскими царями и их мятежными князьями. Однако, как ни странно, со времён Ю.А. Кулаковского, опубликовавшего в 1899 г. свод «классических» и византийских источников об аланах, история последних в Западной Европе и Византии оказалась довольно слабо освещённой. Примерно так же обстояли дела и в зарубежной историографии до тех пор, пока капитальное исследование Б.С. Бахраха «История алан на Западе», изданное в 1973 г. не нарушило зыбкого равновесия. Оно стало своего рода «классикой», без учёта и анализа которой продвижение вперёд попросту невозможно.
Посильным вкладом в разработку вышеуказанной проблемы, хочется верить, может стать предлагаемый вниманию читателей сборник, открывающийся статьёй В.А. Кузнецова «Аланы в Западной Европе в эпоху «Великого переселения народов». Это не первое обращение автора к названной теме; ещё в 1961 г. совместно с В.К. Пудовиным им была опубликована статья об аланах на Западе. С тех пор, однако, накопилось немало новых материалов по данной проблеме, что и вынудило В.А. Кузнецова заняться их интерпретацией. Публикуемая в сборнике статья В.А. Кузнецова состоит из двух частей: в первой анализируются письменные исторические источники, во второй — археологические. Автор справедливо под- чёркивает, что на закате Римской империи аланы сыграли заметную роль в её дальнейшей судьбе, они оказали существенное влияние на развитие военного дела в Западной Европе, особенно на тактику конного боя; именно аланы вместе с германскими племенами активно участвовали в распространении по Европе полихромного стиля и «гуннской моды», сформировавшейся в Паннонии, где аланы надолго задержались.
Нельзя, пожалуй, не согласиться с В.А. Кузнецовым в том, что чем дальше уходили аланы на Запад, тем больше утрачивались и нивелировались специфические черты их материальной культуры. Но аланы в нашем сознании не считались бы великим народом, когда бы не оставили и иных следов своего пребывания в краях, столь отдалённых от их родных. Об этом мы можем судить по статье В.Б. Ковалевской «Аланы в Западной Европе», написанной на основе сопоставления историко-археологических, антропологических и лингвистических данных, выявленных на сегодняшний день европейскими учёными. В.Б. Ковалевская известна как автор целого ряда работ, посвящённых аланам и Алании. Интерес к этой тематике увёл её, как и самих алан, на Запад. В музеях и библиотеках Франции и Англии В.Б. Ковалевской по крупицам удалось собрать интереснейший материал, недоступный не только нашему читателю, но и специалистам. Особый интерес представляют собранные ею данные по сармато-аланской топонимике на территории Западной Европы. Именно они наглядно иллюстрируют тезис Б.С. Бахраха, заметившего, что аланы были единственным негерманским народом, имевшим в эпоху «Великого переселения» значительные поселения в Западной Европе.
Б.С. Бахрах внёс значительный, без преувеличения, вклад в изучение истории «западноевропейских алан». К сожалению, монография его известна только узкому кругу специалистов, поскольку до сего дня не переведена на русский язык. Данный пробел отчасти восполняется публикуемой в сборнике статьёй М.Д. Черчесовой «Бернард С. Бахрах и его «История алан на Западе», знакомящей читателя с вышеуказанным трудом в виде аннотированного изложения его по главам. В своём комментарии М.Д. Черчесова указывает на отдельные спорные места в работе названного автора и высказывает собственную точку зрения. И хотя в книге Б.С. Бахраха содержится немало других спорных положений, которые М.Д. Черчесовой не комментируются, мы не можем не согласиться с её выводом о том, что данный труд является серьёзным вкладом в аланскую историографию. Вместе с нею мы искренне выражаем глубокую признательность американскому учёному за проделанную им работу.
Вплотную примыкает к вышеупомянутым публикациям сборника статья А.Н. Карсанова «Аланы на Пиренейском полуострове и в Северной Африке». В ней содержится немало любопытных сведений об оккупации аланами Испании и Португалии. По имеющимся данным, аланы заняли почти половину территории полуострова, но не смогли здесь удержаться. В 418 г. погибает аланский царь Аддак, а в 429 г. они вместе с вандалами переправляются в Северную Африку. Как полагает А.Н. Карсанов, причиной этого переселения было непрекращающееся военное давление на алан и вандалов со стороны вестготов и свевов. С другой стороны, и вандалы с аланами стремились обосноваться в богатых и плодородных североафриканских провинциях Западной Римской империи, где им впоследствии удалось создать своё королевство, просуществовавшее свыше ста лет.
Небольшая по объёму статья профессора филологии Клужского университета (Румыния) О. Винцелера «К вопросу о происхождении названия Jasy (Яссы)» носит тезисный характер. Однако автор и в таком варианте сумел дать обстоятельный историографический обзор, проанализировать различные точки зрения на существо вопроса и убедительно доказать, что упомянутый топоним имеет средневековое аланское происхождение.
Если статья О. Винцелера — это первая публикация румынских учёных в археолого-этнографических изданиях Северо-Осетинского НИИ ИФЭ, то связи с венгерскими коллегами приобретают определённые черты традиционности. В наших сборниках в разные годы публиковались статьи археолога И. Эрдели, этнографа Л. Сабо, в предлагаемом сборнике публикуется статья профессора филологии Ясского педагогического института (Венгрия) Э. Хоргоши «Два этюда о ясах Венгрии». Первый этюд посвящён этимологии термина «яс» в венгерской литературе. По мнению автора, этот этноним, восходящий к древнерусскому названию средневековых алан, попал в венгерский язык непосредственно из древнерусского языка без посредничества других народов, ибо мадьяры издревле имели прямые связи с Русью. Во втором этюде Э. Хоргоши аннотирует новые венгерские труды о мадьяро-осетинских этноязыковых контактах, в частности — трактат средневекового автора М. Олаха, переизданного в Будапеште в 1985 г., и монографию этнографа, Е. Гуйаш «Один осенний пастушеский праздник и его европейские параллели» (Сольнок, 1986), в которой исследуется популярный в Венгрии культ св. Венделя, идентичного Фалвара в осетинском языческом пантеоне.
Значительный интерес вызывает проблема алано-византийских взаимосвязей. Неоднократно обращались к ней и ученые Северной Осетии. В 1985 г. в сборнике «Археология и традицион- ная этнография Северной Осетии» была опубликована статья B.А. Кузнецова «Алания и Византия». В предлагаемом томе публикуются две статьи С.Н. Малахова, посвящённые этой же проблеме. В первой из них («Малоизвестное свидетельство об аланах в Житии Феодора Эдесского») анализируется обойдённый вниманием кавказоведов документ об алано-арабских и алано-византийских связях в середине — второй половине IX в. По С.Н. Малахову, сообщение в Житии о крещении трёх алан, слуг легендарного царя Мавии, следует признать достоверным и одним из самых ранних свидетельств в византийской литературе о принятии аланами христианства. Византийским агиографам Алания в середине IX в. ещё представлялась языческой страной. «Аланы», упомянутые византийским историком Генесием как участники восстания Фомы Славянина в 821-823 гг. и сторонники манихейской ереси, были не аланами, а албанами, жителями Албании. Этот вывод следует из сравнения этнонима «аланы», содержащегося в Житии и у Генесия. Аланы могли попасть в число наёмников, широко представленных в армии Арабского халифата, после походов, предпринятых арабами против Хазарского каганата в VIII — первой половине IX в.
Во второй статье С.Н. Малахова («К вопросу о локализации епархиального центра Алании в XII-XVI вв.») в качестве источников использованы перечни митрополий и акты Константинопольского патриархата, памятники византийской эпистолографии и историографии, сведения путешественников XIII-XIV вв. об Алании, археологические материалы. С.Н. Малахов пришел к выводу, что центр Аланской митрополии на рубеже XI-XII вв. переместился из Нижнего Архыза (Северо-Западный Кавказ) в Сотириуполь — город, находившийся на левом берегу р. Чорох. По мнению автора, аланский митрополит пребывал в Сотириуполе, вероятно, с 1084-1105 по 1377-1386 гг. и оттуда же осуществлял руководство кавказской епархией.
С конца XIV в. аланское духовенство обосновывается в Трапезунде и остаётся здесь вплоть до падения Трапезундской империи. С 1460-х годов и по 1590 г. (под этим годом упоминается последний аланский архиепископ) местопребыванием аланских архиереев был, скорее всего, город Севастия (Малая Азия). Перемещение церковно-административного центра Аланской епархии в малоазийские пределы Византии было вызвано, по C.Н. Малахову, комплексом факторов социально-экономического и политического порядка, приведших к упадку и децентрализации раннефеодального государственного образования в Алании. Отдалённость конфессионального центра от территории епархии явилась одной из причин замедленной христианизации населения Северо-Западного и Центрального Кавказа. К статье С.Н. Малахова прилагается обстоятельный список аланских митрополитов, известных по византийским источникам.
Завершает сборник статья Л.А. Перфильевой «К вопросу о византийском влиянии на культовую архитектуру Северо-Западного Кавказа X-XI вв.» Анализируя архитектурные особенности храмов Лыхны (Абхазия) и Северного Зеленчукского (Нижний Архыз), автор вслед за В.А. Кузнецовым и некоторыми другими исследователями высказывается в пользу провинциального византийского (малоазийского) их генезиса. В сборниках Северо-Осетинского НИИ ИФЭ уже публиковались статьи К.Н. Афанасьева, А.А. Демакова, И.Л. Чумака о храмах Алании. Публикация Л.А. Перфильевой продолжает эту тему и вносит в её разработку некоторые новые нюансы.
Таково краткое содержание предлагаемой книги, открывающей собою сериал тематических сборников «Alanica», в выпусках которого предполагается публиковать исследования и материалы по археологии и истории алан, внёсших весомый вклад в материальную и духовную культуру многих народов Старого Света. Редколлегия благодарит всех авторов, принявших участие в сборнике, и выражает надежду, что публикуемые материалы привлекут внимание широкого круга читателей. В.X. Тменов Список сокращений. ^
АО — Археологические открытияВВ — Византийский временникВДИ — Вестник древней историиЖМНП — Журнал Министерства народного просвещенияЗООИД — Записки Одесского общества истории и древностейЗРАО — Записки Русского археологического обществаЗРВИ — Зборник радова Византолошког институтаИА АН СССР — Институт археологии Академии наук СССРИРАИК — Известия Русского археологического общества в КонстантинополеИЮОНИИ — Известия Юго-Осетинского научно-исследовательского института Академии наук Грузинской РеспубликиКСИИМК — Краткие сообщения Института истории материальной культурыЛГУ — Ленинградский государственный университетМАДИСО — Материалы по археологии и древней истории Северной ОсетииМАК — Материалы по археологии КавказаМИА — Материалы и исследования по археологии СССРПСРЛ — Полное собрание русских летописейРИБ — Русская историческая библиотекаСА — Советская археологияСМОМПК — Сборник материалов для описания местностей и племён КавказаСЭ — Советская этнографияЕВ — Etudes balkaniquesЕО — Echos d’OrientBNJ — Byzantinisch-Neugriechische JahrbucherJOBG — Jahrbuch der Osterreichischen byzantinischen GesellschaftREB — Revue des Etudes ByzantinesSK — Seminarium KondakovianumTM — Travaux et Mémoires
наверх |