А.С. Косцова
Древнерусская живопись в собрании Эрмитажа.
Иконопись, книжная миниатюра и орнаментика.
XIII — начало XVII века.
// СПб: «Искусство – СПБ». 1992. 488 с. ISBN 5-210-00271-3
[ аннотация на первом клапане суперобложки: ]
Произведения древнерусской живописи, созданные многими поколениями художников, как и столетия назад, продолжают волновать и восхищать величием своих образов, красотой колорита, вдохновенной поэтичностью и вместе с тем удивительной человеческой простотой, красочностью и декоративностью. Древнерусская живопись порой поражает современного зрителя редкой силой воздействия. «Это меня вдохновляет!» – сказал известный итальянский художник Ренато Гуттузо, держа в руках небольшую икону Спаса начала XIV в. из эрмитажной коллекции.
Собрание древнерусской живописи в Эрмитаже (фрески, иконы, иллюстрированные рукописи) принадлежит к числу малоизвестных. Издание даёт наиболее полные и разносторонние сведения о самых ранних в собрании иконах и рукописных книгах XIII – начала XVII в. Это иконы, созданные в крупных художественных центрах: Новгороде, Пскове, Москве, Твери, а также в Поволжье и мастерских Сольвычегодска и Троице-Сергиева монастыря, и группа икон «северные письма» – живопись художественных центров и областей северной окраины европейской части России. Книги, украшенные миниатюрами и орнаментами, представлены первоклассными образцами живописи.
Created over the centuries, the old Russian icon-paintings, frescoes and book miniatures continue to evoke our admiration by their majestic imagery, beautiful colouring, refined decoration, inspired poetry and amazing simplicity. Some of these works produce a striking emotional and artistic effect. “This inspires me”, said the famous Italian artist Renato Guttuso, holding a small early-fourteenth-century icon of Our Saviour, now in the Hermitage collection.
The Museum’s collection of early Russian frescoes, icons and illuminated manuscripts is not widely known. Presented in this publication are a large number of works from the thirteenth to the early seventeenth century, including icons created at such major artistic centres as Novgorod, Pskov, Moskow and Tver, in the Volga area and the workshops of Solvychegodsk and the Trinity-St Sergius Monastery. The publication also features a group of remarkable icons from the northern and north-western regions of European Russia. The books presented are decorated with miniatures and ornamental designs of very high artistic quality.
Summary and List of illustrations see on pages 479-486.
Оглавление (развёрнуто)
Введение. — 5
Иконы.
Альбом иллюстраций. — 17
Новгородская школа. — 18
Псковская школа. — 80
Московская школа. — 97
Макарьевская мастерская. — 141
Тверская школа. — 144
Поволжье. — 146
Троице-Сергиев монастырь. — 153
Сольвычегодская мастерская Строгановых. — 154
Северные письма. — 161
Каталог икон. — 289
[Введение.] — 290
Пояснение к каталогу. — 300
Список сокращений. — 300
Новгородская школа. XIII-XVI века. — 302
Псковская школа. XIV-XVI века. — 320
Московская школа. XV-XVI века. — 328
Макарьевская мастерская. XVI век. — 347
Тверская школа. XV (?) и XVI века. — 350
Поволжье. XVI век. — 352
Троице-Сергиев монастырь. Начало XVI века. — 356
Сольвычегодская мастерская Строгановых. Начало XVII века. — 358
Северные письма. XIII — начало XVII века. — 362
Иконы без уточнения атрибуции. XVI — начало XVII века. — 414
Рукописные книги.
Альбом иллюстраций. — 417
Каталог рукописных книг. — 449
Приложение.
Указатель названий произведений. — 468
Указатель храмов, из которых происходят публикуемые произведения. — 468
Словарь специальных терминов. — 469
Словарь сюжетов. — 471
Summary. — 479
List of illustrations. — 482
^ [ со второго клапана суперобложки: ]
Александра Семёновна Косцова (род. в 1920 г.) окончила институт им. И.Е. Репина в Ленинграде. С 1949 г. работает в Отделе истории русской культуры Государственного Эрмитажа. Специалист в области истории древнерусского искусства: иконописи, книжной миниатюры, декоративно-прикладного искусства. Она является хранителем коллекций древнерусских материалов. В течение многих лет А.С. Косцова руководила экспедициями Государственного Эрмитажа по выявлению и сбору произведений древнерусского искусства, работавшими в Архангельской, Мурманской, Ленинградской, Новгородской, Тверской, Ярославской областях и на Урале. Результатом этих экспедиций стало значительное пополнение коллекций первоклассными памятниками древнерусского искусства.
За 40 с лишним лет деятельности в Государственном Эрмитаже А.С. Косцова организовала множество постоянных и временных выставок по истории Древней Руси, принимала участие в подготовке древнерусских материалов для крупных международных выставок Эрмитажа. А.С. Косцова ведёт большую работу по научной обработке памятников живописи и декоративно-прикладного искусства Древней Руси. Ею опубликовано более 70-ти работ: статьи, путеводители, каталоги и альбомы.
Большое внимание А.С. Косцова уделяет научно-просветительской деятельности, много работает в качестве эксперта.
|