главная страница / библиотека / обновления библиотеки
А.Ю. АлексеевК идентификации погребений кургана Солоха.// Проблемы скифо-сарматской археологии Северного Причерноморья. ТД междунар. конф., посвящ. 95-летию со дня рождения профессора Б.Н. Гракова. II. Запорожье: 1994. С. 7, 9.
1. В настоящее время с большой степенью уверенности можно предложить следующие даты совершения захоронений в двух могилах кургана Солоха: первичная (центральная) — около 420/410-400 гг. до н.э., впускная — около 400-375 гг. Солоха — первый (из четырёх наиболее значительных исследованных «царских» курганов) по времени сооружения грандиозный скифский погребальный памятник в северопричерноморской степи.
2. Для периода V-IV вв. до н.э. древними авторами упоминается восемь лиц, чей социальный статус определён греческим титулом «басилевс», но лишь пятеро из них известны поимённо. Помимо этого имеются сведения ещё о двух нетитулованных представителях царских родов. Биографические данные известных скифских царей позволяют установить синхронизм погребений Солохи с двумя сыновьями Ариапифа — Октамасадом и Ориком (Геродот. IV. 78-80). Причём, анализ деталей погребального обряда и некоторых элементов вещевого комплекса указывает на то, что первичная могила принадлежала Орику, который был младшим братом Октамасада. Последний же был захоронен позднее — в начале IV в. — в уже существовавший курган, размеры которого были при этом значительно увеличены.
3. Предложенное сопоставление подсказало ещё одну интерпретацию, касающуюся самого знаменитого предмета коллекции из Солохи — золотого гребня, найденного в боковой могиле у головы царя. Есть основания трактовать батальную сцену, венчающую гребень, который датируется 30-ми гг. V в. до н.э., как аллегорию междоусобного конфликта сыновей Ариапифа — Скила, Октамасада и Орика. «Октамасад», центральная конная фигура, и «Орик», пеший воин с «плохо выбритыми щеками» (как считала А.П. Манцевич, хотя здесь скорее имеет место попытка торевта передать юношескую бороду), против «Скила». Этот последний — в шлеме «фракийского типа» с небольшим гребнем, вооружён пельтой. Эти не очень-то скифские, особенно последняя, детали воинского снаряжения иные, чем у его главного противника, элементы греческой паноплии которого (коринфский шлем, кнемиды), не говоря уж о наборном доспехе, несколько шире известны в Северном Причерноморье. Помимо отмеченных особенностей настораживает панцирь «Скила», да и отсутствие горита бросается в глаза. Эта частичная «нескифскость» персонажа весьма ясно, но и деликатно подчёркнута мастером и вполне соответствует известному новеллистическому образу скифского царя Скила.
[Прим. сайта: * На стр. 8 — иллюстрация к другой статье.]
наверх |