главная страница / библиотека / обновления библиотеки
Н.А. БоковенкоЦарский курган Аржан. Вопросы интерпретации.// Историография и источники изучения исторического опыта освоения Сибири. Вып. I. Досоветский период. Новосибирск: 1988. С. 71-72.
Материалы Аржана в значительной степени изменили представления о формировании культур скифского типа в азиатских степях. Прежде всего, удревнился начальный этап этих культур (вплоть до IX в. до н.э.), в котором Аржан, с его очень развитыми структурами погребальной обрядности и вполне сложившимися атрибутами скифского облика, занимает не самое раннее место. Тщательный анализ этого мегакомплекса VIII в. до н.э., на наш взгляд, также позволяет выявить ряд существенных аспектов социально-идеологического и этно-культурного плана:
1. Социальный. Монументальность и сложность архитектурного сооружения (диаметр 120 м, высота каменной насыпи ок. 4 м, под ней — 70 радиально расходящихся срубов от двойного центрального), выполненного в соответствии с чёткими планами древних строителей (обнаружены разметочные колья) и большими затратами общественного труда; многочисленность и пышность человеческих захоронений (17 человек в срубах и колодах в меховых одеждах с оружием, ювелирными изделиями и привозными тканями восточных образцов); массовые захоронения коней рыжей и соловой масти со сбруей (ок. 160) в срубах — всё достаточно убедительно свидетельствует в пользу мнения М.П. Грязнова о захоронении здесь особы высшего ранга — вождя союза (конфедерации) племён.
2. Мировоззренческий. Уровень и систему религиозных представлений о переходе умерших в иной мир и сложную смысловую символику, заключённую в погребальном обряде и сопроводительном инвентаре отчасти удаётся выявить в результате исследований ряда авторов (А. Акишев, Кузьмина, Мачинский, Пропп, Раевский, Фрейденберг и др.).
Аржан — пока единственный погребальный памятник VIII в. до н.э., расположенный высоко в горах (у Неба), имеет в плане фигуру, поразительно напоминающую солнце (радиально расходящиеся лучи-срубы). Поминальные памятники с солярной архитектурой известны в Центральной Азии и Казахстане также. Массовые захоронения рыжих (огненных, солнечных) коней в сбруе с солярной символикой (особенно ею украшены «кони царя»), наличие остатков костров под курганом и атрибутов для добывания огня свиде- тельствуют о наиболее ярком проявлении здесь культа, связанного о Солнцем, солярными богами, огнём, небом и т.п. Семантическая связь вождя-жреца с горами и небом также общеизвестна. Таким образом, аржанские материалы позволяют предположительно реконструировать следующую мифологему для этого времени; умерший верховный правитель (военный предводитель-жрец) помещён в центре кургана (Солнца, Вселенной) для перехода в иной мир, вокруг него — очистительные, искупительные и сопроводительные жертвоприношения людей (сподвижников) и коней (связь, транспорт), необходимые для поддержания установленного мирового порядка, гармонии мироздания и нового возрождения.
3. Этно-культурный. Типологический анализ основных категорий инвентаря (конского снаряжения, оружия, произведений искусства) (Грязнов, Боковенко) позволяет наметить конкретные культурные районы, откуда поступили приношения в Аржан (в северные срубы — из Казахстана, Алтая и Минусинской котловины; в южные — на Тувы и Монголии, Погребальный обряд кургана наиболее соответствует представлениям, которые отпечены по письменным источникам у массагетов, отчасти, у скифов. К этому же можно добавить, что ранние свидетельства о скифах и киммерийцах сейчас относят к более восточным, азиатским областям (Ельницкий, Куклина).
Таким образом, вся совокупность источников кургана Аржан свидетельствует о политической консолидации, мировоззренческом и культурном единстве в этот ранний период племён скифо-сако-массагетского круга.
наверх |