[ сборник ]
Мировоззрение финно-угорских народов.
// Новосибирск: 1990. 217 с. ISBN 5-02-029004-1
Отв.ред. И.Н. Гемуев.
[ аннотация: ]
Сборник посвящён ключевым вопросам традиционного мировоззрения финно-угорских народов. Выявляются константы их духовной жизни, общее и особенное в миропонимании коренного населения Евразии. Рассматриваются проблемы методолого-методического и конкретно-исторического характера, апробируются новые процедуры исследований. В научный оборот вводятся оригинальные материалы, предлагаются интересные интерпретации.
Книга предназначена для этнографов, историков культуры, религиоведов, краеведов.
Содержание
Традиционные верования.
Напольских В.В. Древнейшие финно-угорские мифы о возникновении земли. — 5
Сагалаев А.М. Птица, дающая жизнь (из тюрко-угорских мифологических параллелей). — 21
Владыкин В.Е. Из истории религиозного синкретизма у удмуртов. — 35
Мокший Н.Ф. Религиозный синкретизм у мордвы. — 49
Соколова З.П. О культе предков у хантов и манси. — 58
Вереш П. Этиологический миф обских угров о происхождении фратриальной организации и их модель мира. — 72
Гемуев И.Н. Святилище Халев-ойки. — 78
Соловьёв А.И. О жертвоприношениях людей у древнего населения Прииртышья. — 92
Конаков Н.Д. Промысловый календарь в мировоззрении древних коми. — 103
Хоппал М. Некоторые результаты изучения шаманизма в современной этнологии. — 121
Материалы по этнографии угров.
Молодин В.И. Культовые памятники угорского населения лесостепного Обь-Иртышья (по данным археологии). — 128
Молодин В.И., Елагин В.С. Погребения сперановского этапа потчевашской культуры Барабы. — 140
Троицкая Т.Н., Бородовский А.П. Погребения младенцев в курганах VII в. н.э. в Новосибирском Приобье (к вопросу об этнокультурных контактах и идеологии). — 149
Гемуев И.Н., Люцидарская А.А. Знамена манси (вогулов) Пелымского уезда. XVII в. — 162
От редактора. ^
Одна из характерных примет нашего времени — пристальное внимание людей к своему прошлому, стремление выявить и осмыслить истока народной культуры, воссоздать картину традиционного мировоззрения, которое является стержнем духовной культуры этноса. Складывавшееся веками, вобравшее опыт многих поколений мироощущение каждого народа заключает в себе целую гамму этнически окрашенных переживаний, без которых невозможен поиск человеком своего места в мире. Именно в мировосприятии находит своеобразное отражение система моральных ценностей и поведенческих стереотипов, присущая тому или иному обществу.
Сказанное в полной мере относится и к финно-угорским народам, которых объединяет общее культурно-историческое прошлое. Отчётливо сознавая всю необъятность проблематики, связанной с исследованием традиционного мировоззрения, авторский коллектив счёл нужным сосредоточить основное внимание на конкретных этнографических сюжетах. Это обстоятельство, однако, не помешало авторам проблемно подойти к поставленным вопросам.
Значительное место в сборнике отведено работам, в которых рассматривается взаимовлияние культур, выявляются точки соприкосновения в сфере традиционных верований исследуемых этнических общностей на разных этапах их исторического развития. Статьи, посвящённые частным вопросам финно-угроведения, очевидно, заинтересуют читателя новым прочтением материалов, часть которых вводится в научный оборот впервые. Авторы стремились к корректному использованию источников. В значительной степени благодаря этому им удалось выйти на достаточно достоверный уровень реконструкций и избежать соблазна случайных сопоставлений.
Этнографический характер сборника не стал преградой для привлечения в авторский коллектив археологов, чьи научные интересы так или иначе сопряжены с проблемами угроведения. Использование ретроспективного метода позволило этой группе авторов выйти за пределы типологического анализа и осуществить интерпретацию материалов с учётом этно-диагностирующих признаков, благодаря чему значительно расширены хронологический и стадиальный диапазоны исследуемых феноменов. Ду-
(3/4)
мается, что осуществляемое не на словах, а на деле содружество специалистов разных профилей увеличивает возможности историко-этнографического познания.
Выделен раздел, предусматривающий публикацию материалов (источников) на стадии их первоначального осмысления, что обусловлено стремлением как можно быстрее ввести в научный оборот данные, пополняющие источниковую базу финно-угроведения. Это особенно актуально для нашего времени, когда возможности полевой этнографии в силу объективных причин, определяемых спецификой современного развития общества, сужаются все более и более.
Выход сборника в свет приурочен к VIII Международному конгрессу финно-угроведов (Дебрецен, 1990 г.). И хотя авторский коллектив ориентировался на достаточно широкую аудиторию, среди тех, кто первыми познакомятся с этой книгой, будут наши коллеги, участники конгресса — этнографы, историки, лингвисты. Им прежде всего и судить о том, насколько актуальными оказались поставленные вопросы и обоснованными решения.
Список сокращений. ^
АО — Археологические открытия
АЮС — Археология Южной Сибири
БСЭ — Большая Советская энциклопедия
ВУАК — Вятская ученая архивная комиссия
ГАКО — Государственный архив Кировской области
ГМЭ — Государственный музей этнографии народов СССР
ЕТГМ — Ежегодник Тобольского губернского музея
ИРГО — Императорское русское географическое общество
ИЭ — Институт этнографии АН СССР
КАНГПИ — Кабинет археологии Новосибирского государственного педагогического института
КСИА — Краткие сообщения Института археологии АН СССР
КСИИМК — Краткие сообщения Института истории материальной культуры АН СССР
МАР — Материалы по археологии России
МАЭ — Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого
МИА — Материалы и исследования по археологии
ОАИЭ — Общество археологии, истории и этнографии
СА — Советская археология
САИ — Свод археологических источников
СП — Сибирский приказ
СЭ — Советская этнография
ТС — Тюркологический сборник
ЦГАДА — Центральный государственный архив древних актов
ЦГА ТАССР — Центральный государственный архив Татарской АССР
ЧОИДР — Чтения в Обществе истории и древностей российских при Московском университете
|