В.Б. Мириманов
Искусство Тропической Африки.
Типология. Систематика. Эволюция.
// М.: «Искусство». 1986. 310 с., 112 л.илл., вкл.
[ аннотация на суперобложке: ]
Книга обобщает и систематизирует материал африканского изобразительного творчества: наскальные изображения, древнюю и традиционную скульптуру, придворное и современное искусство - и воссоздаёт общую картину эволюции изобразительных форм от древнейшего до современного периода, показывая, как фазы развития искусства отражают процесс дифференциации человеческого сознания. В этой книге — по словам члена-корреспондента АН СССР Д.А. Ольдерогге — «впервые не только в нашей отечественной литературе, но и вообще в науке дана история развития искусства народов Африки...»
См. текст на сайте «Всеобщая история искусств».
Оглавление
Введение. — 7
Часть I. Типология и систематика изобразительного искусства тропической Африки. — 19
Глава I. Наскальные изображения. — 21
Северная Африка и Сахара. — 21
Восточная Африка. — 35
Южная Африка. — 36
Датировка и классификация наскальных изображений. — 40
Глава II. Древние памятники скульптуры. Придворное искусство. — 48
Глава III. Традиционное искусство. — 69
Западный Судан. — 70
Гвинейское побережье. — 86
Конголезский бассейн и прилегающие районы. — 117
Восточная Африка. — 146
Часть II. Эволюция изобразительного искусства тропической Африки. — 149
Глава I. К вопросу о ретроспективной реконструкции истории африканского искусства. — 151
Глава II. Первобытнообщинная эпоха. Эволюция наскального искусства. — 158
Глава III. Эпоха классообразования. Эволюция традиционного искусства. — 173
Эволюция наскального искусства Сахары ливийско-арабо-берберского периода («период верблюда»). — 173
Некоторые особенности эволюции традиционной скульптуры. — 179
Глава IV. Раннеклассовые государства. Становление и эволюция профессионально-ремесленного искусства. — 194
Глава V. Современный период. Проблемы становления художественной культуры. — 202
Традиционное искусство сегодня. — 205
Маргинальные формы художественной деятельности. — 208
Профессиональное художественное творчество. — 216
Приложения. — 225
1. Предыстория «открытия» африканского искусства. — 227
2. Открытие и начало изучения африканского искусства. — 228
3. К истории открытия наскальных изображений в Северной Африке и Сахаре. — 230
4. Минтади. — 232
5. Религиозные общества бамбара. — 233
6. Особенности эволюции традиционного искусства йоруба. — 234
7. Переходные формы в искусстве чокве и лунда. — 236
8. Функции традиционного первобытного искусства 237
9. Искусство как канал связи в системе традиционной культуры. — 245
Список литературы. — 251
Список иллюстраций. — 258
[Рисунки в тексте, 1-105. — 258]
[Иллюстрации в тексте (вклейки), I-XLV. — 260]
[Иллюстрации в альбоме (вклейка после с. 312), 1-519. — 262]
Указатель имён. — 277
Указатель этнических названий. — 279
Указатель географических названий. — 281
Указатель мифологических имен и понятий. — 286
Summary. — 288
Resume. — 299
Иллюстрации [Альбом-вклейка]. — 311
Вклейки: между стр. 16-17 — 8 листов (I-XIX); между стр. 96-97 — 8 листов (XX-XLV); после стр. 312 — 95 листов (1-519)
|