● главная страница / библиотека / обновления библиотеки
Г.М. Бонгард-Левин, Г.Ф. ИльинИндия в древности.// М.: ГРВЛ. 1985. 760 с., вкл.
[ аннотация: ] Книга представляет собой обобщающий труд по истории и культуре древней Индии. Авторы использовали разнообразные источники — материалы эпиграфики, нумизматики, памятники словесности. В работе излагается политическая и социальная история, рассказывается о становлении мифологических и религиозных представлений, философских идей, об искусстве и науке рассматриваемого периода. Особое внимание уделено истории трёх крупнейших империй — Маурьев, Кушан, Гупт. Новейшие археологические исследования позволили воссоздать облик одной из древнейших цивилизаций востока — хараппской.
Оглавление
Предисловие. — 5Введение. — 8
Древнейшая Индия.Глава I. Первобытная эпоха. — 66Глава II. Возникновение цивилизации. Культура Хараппы. — 82Глава III. Племенная периферия. — 115Глава IV. Индоарии. Ранние этапы истории. — 129Глава V. Образование государств в долине Ганга. — 143Глава VI. Варны в ведийскую эпоху. — 162Глава VII. Религия и культура ведийской эпохи. — 172
Индия в магадхско-маурийскую эпоху.Глава VIII. Образование ранних империй. — 194Глава IX. Расцвет империи Маурьев при Ашоке. — 212Глава X. Падение Маурийской империи. — 246Глава XI. Южная Индия. — 256Глава XII. Особенности экономического развития. — 268Глава XIII. Сельская община и сословно-кастовая система. — 292Глава XIV. Рабство и другие формы зависимости. — 307Глава XV. Основные религиозные течения. Буддизм и джайнизм. Истоки индуизма. — 330Глава XVI. Основные черты культурного развития. — 377
Индия в кушано-гуптский период.Глава XVII. Кушанская империя. — 390Глава XVIII. Империя Гупт. Этапы политической истории. — 412Глава XIX. Южная Индия. — 426Глава XX. Экономическое развитие в первые века нашей эры. — 445Глава XXI. Сдвиги в общественных отношениях и сословно-кастовой системе. Зарождение феодального уклада. — 461Глава XXII. Махаяна и индуизм. Основные философские школы. — 486Глава XXIII. Культура в кушано-гуптскую эпоху. — 548Глава XXIV. Историко-культурные связи. — 585
Примечания. — 610Список сокращений. — 717Указатель имён. — 718Указатель географических названий. — 730Указатель терминов. — 739Указатель народов, племён, каст. — 748Указатель названий письменных источников. — 750Summary. — 754
Вклейки:Древнейшая Индия; Индия в магадхско-маурийскую эпоху, 8 л. — между стр. 160 и 161Индия в кушано-гуптский период, 16 л. — между стр. 480-481
Предисловие. ^
Современная индология развивается быстрыми темпами. Это объясняется рядом обстоятельств, прежде всего исключительным вниманием в самой Индии к изучению истории и культуры страны. Каждый год приносит интересные открытия древних памятников материальной культуры и искусства, эпиграфических документов; вводятся в научный оборот новые литературные сочинения, философские, религиозные и научные трактаты и комментарии к ним, издаются монографии, посвящённые различным периодам индийской истории. Крупных успехов в исследовании ранних этапов истории Индии достигли в последние годы учёные многих стран мира. Значительны достижения советской индологической школы, развивающей лучшие традиции отечественной востоковедной науки; особенно много сделано в области санскритологии, буддологии и индоевропеистики, среднеазиатской археологии и антиковедения.
Применяется новая методика анализа исторических, в том числе археологических и эпиграфических, материалов, теснее становится сотрудничество индологов с представителями других, как гуманитарных, так и естественных, наук, пересматриваются ставшие уже традиционными концепции, прежние датировки, уточняются факты политической, социальной и культурной истории древней Индии.
Новый уровень индологии, новые методы исследований создают предпосылки для подготовки обобщающих трудов, хотя, разумеется, и усложняют выполнение этой задачи. Потребность в таких работах весьма ощутима: они призваны подвести итоги исследований и стимулировать дальнейшие научные поиски.
В древний период в Индии возникли такие формы духовной культуры и общественной организации, изучение которых многое объясняет не только в самой Индии, но и в других восточных странах. Решение проблем истории древности неизбежно связано с древнеиндийской цивилизацией. Вклад народов Индии в мировую культуру столь велик, что без его осмысления невозможно правильно представить процессы историко-культурного развития человечества.
В настоящее время учёные разных специальностей разрабатывают типологию древних культур, и обращение к Индии открывает перед ними широкие перспективы. Сопоставление древней Индии с античным миром позволяет более определённо ответить на вопрос — чем объясняется сходство в эволюции обеих цивилизаций и уникальность каждой из них.
Известно, что без знания прошлого любой страны нельзя понять её настоящее. Эти слова особенно справедливы, когда речь идёт об Индии: в структуре её общества и культуре реликты далеких эпох оказались чрезвычайно стойкими, для неё характерна поразительная прочность традиций. Некоторые черты глубокой старины, видоизменяясь, органически вплетаются в современную жизнь. Община, каста, религия — вот далеко не полный перечень живых проявлений прошлого, и понимание их роли в сегодняшней Индии во многом зависит от изученности генезиса их и этапов развития.
В наши дни проблемы истории и культуры страны вызывают не только академический интерес: культурное наследие по-разному оценивается общественными деятелями, организациями, партиями Индии. Именно поэтому объективное исследование её социальной и духовной жизни в древности имеет особое значение.
Марксистской школой в индийской исторической науке сделано уже немало, и лучшие труды её представителей получили признание мировой индологии. Некоторые работы учёных Индии были переведены на русский язык и с интересом встречены нашими читателями. К сожалению, ни одна из них не является трудом обобщающим.
Настоящее издание предпринято с целью отразить достижения советской и зарубежной пауки в изучении древнеиндийской цивилизации. Оно является I томом четырёхтомной «Истории Индии», подготавливаемой в настоящее время советскими индологами.
Со времени выхода книги «Древняя Индия (исторический очерк)» прошло более 15 лет, и, разумеется, большинство глав подверглось значительной переработке и перестройке, часть разделов написана заново, существенно дополнены главы о культуре, философии, религии. В настоящем виде книга вышла за рамки исторического очерка и носит характер обобщающего труда. Историческая концепция авторов принципиально не изменилась, но их взгляды на ряд конкретных проблем уточнились, а некоторые пересмотрены — таков естественный результат развития науки. При написании книги авторы использовали и работы, которые были ими опубликованы за прошедшие полтора десятилетия.
И всё же многие проблемы остаются нерешёнными, некоторые — только поставлены, не удалось избежать диспропорции в изложении материала (отчасти из-за узости источниковедческой базы). В ряде случаев авторы основывались на уже имеющихся в научной литературе специальных исследованиях.
Некоторые разъяснения необходимо дать в связи с понятием «Индия» в древности. В описываемый период общее наименование страны отсутствовало. В дошедших до нас литературных ис- точниках (сравнительно поздних) встречается слово «Бхаратаварша» («Страна бхаратов»). Оно относилось, по-видимому, к северной части Индии, а возможно — только к долине Ганга. В индийской мифологии полуостров Индостан иногда называли «Джамбудвипа», но широкого распространения это наименование не получило.
Слово «Индия» произошло от названия реки на северо-западе страны. Сами индийцы называли её Синдху (Sindhu, нынешний Синдх), иранцы — Хинду (Hindu), греки — Индос (Ίνδός), а жителей по её берегам — индами. Под «Индией» (Ίνδία) понималась «Индская страна», или «Страна индов». От греков эта форма проникла в другие европейские языки.
Под древней Индией в книге подразумевается территория современных государств — Индии, Пакистана и Бангладеш. Попытки выделить древнюю историю Пакистана из общей истории народов Индостана в научном отношении несостоятельны.
* * *
Главы I, II, III, IV, VIII, IX, X, XI, XII, XVI, XVII, XIX написаны Г.М. Бонгард-Левиным, главы V, VI, VII, XIII, XIV, XVIII, XX, XXI, XXIII — Г.Ф. Ильиным; Введение и главы XV, XXII, XXIV — совместно Г.М. Бонгард-Левиным и Г.Ф. Ильиным.
Рукопись многократно обсуждалась, и высказанные рецензентами замечания были учтены авторами. При подготовке книги к печати большую помощь оказали Л.Б. Алаев, В.В. Вертоградова, Э.А. Грантовский, П.А. Гринцер, М.А. Дандамаев, А.М. Дубянский, Т.Я. Елизаренкова, В.А. Лившиц, Б.А. Литвинский, Е.М. Медведев, В.Н. Романов, В.И. Рудой, А.М. Самозванцев, В.С. Семенцов, В.Г. Эрман. Некоторые разделы глав написаны на основе материалов, любезно предоставленных B.П. Андросовым, С.Я. Берзиной, А.А. Вигасиным, А.И. Володарским, М.М. Елканидзе, Н.В. Исаевой, С.В. Кулландой, В.Г. Лысенко, А.В. Пименовым, А.А. Терентьевым, В.К. Шохиным. Значительную работу по редактированию ряда глав и сверке цитируемых в книге санскритских источников проделал А.А. Вигасин.
Советы и замечания коллег были так существенны, что монографию в определённой мере можно рассматривать как итог коллективного труда советских индологов.
Summary. ^
The monograph India in Ancient Epoch by prominent Soviet scholars Dr. G.M. Bongard-Levin, Corresponding Member of the USSR Academy of Sciences, and Professor G.F. Ilyin covers the Indian history from the Palaeolithic period to the Middle Ages. It embraces an exceedingly wide scope of problems including India’s ethnic history, state system, class and caste structure, village-community, economic development, science, art, philosophy, religion, historical and cultural ties. Wide use has been made of written sources available in Sanskrit, Pali, Prakrits and Greek as well as of data of archaeology, ethnography, linguistics and numismatics.
Modern Indology rapidly forges ahead. This is due to a number of factors, above all, the exceptional interest of the Indian public in the study of their national history and culture. Every year has been bringing interesting discoveries of ancient monuments of the material culture and art, epigraphy documents; new literary texts, philosophical, religious and scientific treatises and pertinent commentaries are being brought into scholarly circulation, monographs on various periods of Indian history are being published. Notable successes in the study of its early stages have been achieved by scholars of many countries. The analysis of historical texts, archaeological and epigraphy data, follows new methods of research. Indology is establishing closer cooperation with other branches of human and natural sciences, revising traditional conceptions and previously adopted datings, specifying facts of political, social and cultural history. It all creates prerequisites for the writing of generalizing and summing-up works based on newly obtained data. The need in such works is fairly great: they are called upon to sum up the results of conducted and stimulate subsequent research.
The objective analysis of processes of the historical and cultural evolution of mankind makes it imperative to consider the contribution of the Indian peoples to world civilization. At present, scholars investigate the problem of typology of ancient cultures of the East and West, Indian material opening up broad prospects to these efforts. A juxtaposition of Ancient Indian phenomena and institutions with their Graeco-Roman counterparts makes it possible to bring out both basic similarity in the evolution of the two civilizations and the specific features of each.
It is common knowledge that it is impossible to understand the present of a country without knowing its past. India is a particularly vivid example: features of distant times have been found to be exceedingly enduring in its social relations and culture. This shows an amazing stability of India’s traditions. A number of features of the past, though rapidly changing, organically enter into the fabric of its modern life. The determining of the place and significance in present-day India of the family, village-community, caste, religion (a far from complete list of social and ideological institutions) largely depends on the level of knowledge of what they were like in the distant past, of how they originated and developed. Nowadays, problems of a country’s history and culture are not only an object of purely academic interest, but one of an acute political dispute. Naturally, the objective study of different aspects of the social and spiritual life of Ancient India is of topical relevance now. An important role in the development of these problems is played by Indian scholars. Some of their works, published in Russian, have been welcomed by Soviet readers but, regrettably, none of them bear a generalizing character. The present monograph is intended to fill the resulting gap.
In the Soviet Union the past 15 years — the period since the publication of the work Ancient India: A Historical Outline, by the same authors (in Russian) — has been marked by notable achievements in Indology: many pages of the history of some Eastern countries directly connected with India have been re-estimated and considerable advances have been registered in Sanskritology, Indo-European studies, Buddhology, Central Asian archaeology and the study of the Graeco-Roman world.
The Introduction briefly outlines the history of study of Ancient India in India itself and in Europe, contains a detailed review of pre-revolutionary Russian and Soviet literature on India and discusses the specific features of the present state of Indology.
The monograph’s three basic parts embrace the main periods of India’s ancient history. The first opens on a description of the Stone Age. Special attention is also given to problems connected with the rise of civilization in the Indus Valley.
An individual chapter touches on questions of the ethnogeny of Northern and Southern India. A particularly detailed treatment is given to what is known as the “Aryan problem” — a set of questions connected with the origin of the peoples which now speak the Indo-Aryan languages, with the time and routes of their migration to India and their relations with its non-Aryan population.
The development of the Ganges Valley, which began in the second millennium B.C., led to the emergence of a new focus of civilization, which held the lead throughout the ancient period since it had come into existence. Of great scientific importance is the fact that the study of the history of this period relies on data of Vedic literature. This imparts greater confidence to judgements about social relations (slavery, varna system), forms of statehood, culture and religion. In accordance with a long-established scholarly tradition, the authors refer to the period in the history of the Gangetic civilization which lasted until the mid-1st millennium B.C. as Vedic.
The second part of the book is devoted to the history of formation of the Mauryan Empire, the specific features of the social relations and culture of the Magadha-Mauryan era, those of the rise and development of Buddhism and Jainism and traces the basic processes of social and spiritual life in Southern India.
The third part, which covers the Kushan-Gupta era, analyzes disputable problems of Kushan chronology and history with due account of relevant recent works by Soviet and foreign scholars. The authors cite data pertaining to the class-caste structure of Indian society and the beginnings of feudalism in India, describe Hinduism, Mahayana, as well as the most important philosophical systems. The concluding chapter is connected with the country’s historical and cultural contacts.
As a whole, the present monograph constitutes a fundamental inquiry reinterpreting many cardinal problems of the history and culture of Ancient India.
наверх |