главная страница / библиотека / обновления библиотеки
Д.Г. СавиновО социальном аспекте исследования некоторых погребений в Минусинской котловине (По материалам Среднеенисейской экспедиции 1985 г.).// Задачи советской археологии в свете решений XXVII съезда КПСС. ТДК. М.: 1987. С. 220-222.
В результате работ на новостройках получен огромный и качественно новый фактический материал. Одной из отличительных особенностей этого материала является его массовость, при которой в поле зрения исследователей попадают различные аспекты изучения древних культур — хронологический, историко-культурный, хозяйственный, этнический, демографический, социальный и др. Последний аспект — социальный — представляет на- иболее скрытую и трудную для понимания область исследования, в которой ставшие привычными дефиниции часто опережают конкретные наблюдения.
В 1985 г. были закончены археологические работы Среднеенисейской экспедиции ЛОИА на территории Означенской оросительной системы (Хакасская АО). Среди многочисленных исследованных здесь памятников обращают на себя внимание несколько погребений, содержавших новую и интересную информацию о социальных отношениях оставившего их населения. Так, в могильнике Медведка I, кург. 6 (сарагашенский этап тагарской культуры, IV-III вв. до н.э.) за стенками сруба основного погребения находилось более 10 дополнительных захоронений, расположенных в несколько ярусов и различающихся по положению погребённых: верхний ярус — в вытянутом положении, на спине, также как и в основном погребении, с аналогичными предметами сопроводительного инвентаря; средний ярус — в скорченном положении на боку, безынвентарные; нижний ярус — лицом вниз, в сильно скорченном («связанном») положении, также без предметов сопроводительного инвентаря. В могильнике Чёрное озеро I, кург. 3 (тесинский этап, II-I вв. до н.э.) вокруг центрального захоронения пожилой женщины с полным набором предметов сопроводительного инвентаря и двумя конскими черепами на берцовых костях находились «рядовые» тесинские погребения (в грунтовых ямах, под каменными выкладками, «парциальные» и др.), а по периметру кургана располагались безынвентарные захоронения людей, положенных на спине с поднятыми коленями, причём могильные ямы для этих погребений прослеживались ниже уровня материка. В могильнике Степновка II, кург. 2 (тепсейский этап таштыкской культуры, III-IV вв. н.э.) посередине деревянного склепа находился помост с остатками трупосожжений, керамикой и предметами сопроводительного инвентаря, а под опорными камнями в углах сруба, справа и слева от входа, были обнаружены неглубокие округлые ямы с расчленёнными скелетами взрослых людей и многочисленными астрагалами барана и крупного рогатого скота; никаких предметов здесь также не было обнаружено.
Рассмотренные погребения относятся к различным этапам, развития культуры скифо-сарматского времени и свидетельствуют о длительности существования у населения Минусинской котловины определённой системы социального подчинения, основанной скорее всего на принципе инкорпорации иноплеменников. Анализ этих, а также других, менее выразительных, но аналогичных по значению материалов позволяет прийти к следующим выводам: 1) взаимное расположение и особенности обряда захоронения погребённых в коллективных погребениях могут рассматриваться как слепки реально существовавших социальных отношений; 2) периферийные безынвентарные захоронения представляют скорее всего «закладные жертвы», обеспечивающие благополучное и длительное «функционирование» всего сооружения; 3) объектами этих жертвоприношений служили, очевидно, иноплеменники, причём захоронение их производилось по иному (или свойственному для них) погребальному обряду; 4) необходимо особое внимание к исследованию периферийных частей погребальных комплексов (курганов на уровне древней повер- хности, дна могильных ям и т.д.) с целью получения наиболее полной и всесторонней характеристики ритуальных и, соответственно, этносоциальных особенностей каждого конкретного памятника.
наверх |