главная страница / библиотека / обновления библиотеки

Э.Б. Вадецкая

Сибирские курильницы.

// КСИА. Вып. 185. М.: 1986. С. 50-59.

 

В могилах афанасьевской и окуневской культур найдены низкие чаши на поддоне, резко выделяющиеся по форме из общей серии керамики. В первых публикациях они были названы «вазочками или вазами». Позже С.В. Киселёв указал, что эти сосуды похожи на вазочки-курильницы катакомбной культуры и, судя по нагару на внутренних стенках, служили, как и их западные аналогии, лампами или курильницами.

 

В 1950 г. в одной из окуневских могил была найдена «вазочка» с небольшим отделением в чаше, чем она особенно напоминала курильницы из северочерноморских степей. Термин, принятый для наименования европейских «вазочек», был перенесён на азиатские, которые стали использовать в качестве аргумента для исторических выводов. Сходство сибирских и европейских курильниц объясняют либо связями между столь отдалёнными территориями, либо южным происхождением афанасьевской культуры, а наличие курильниц в афанасьевской и окуневской культурах считают доказательством сосуществования культур и даже их генетической близости. [1]

 

Между тем, ничто, кроме курильниц, не подтверждает ни сношения сибирских племён с причерноморскими, ни генетическую связь между сибирскими культурами. Правда, гипотеза о южном происхождении афанасьевской культуры и о её связи с ямной всё больше подкрепляется новыми материалами и находит сторонников. Однако нельзя забывать, что курильницы есть в афанасьевских могилах, но пока не найдены в ямных, а катакомбная культура, где их множество, по современным представлениям, генетически не связана с ямной. Источниковедческий анализ и сопоставление «вазочек» затруднены тем, что имеются сведения лишь о девяти сибирских курильницах. Поэтому основной задачей настоящей работы является полная публикация сибирских сосудов. [2]

 

Афанасьевские курильницы Енисея. Все курильницы (21 экз.) найдены в могильниках. Это толстостенные низкие чаши, иногда с массивной налепной ручкой, плоским коническим поддоном. Общая высота сосудов 8,5-10 см, высота поддона 2-3 см, диаметр чаши 12-16 см, глубина чаши

(50/51)

4,5-6 см, диаметр поддона 7,5-12 см. Изготовлены они в той же керамической традиции, что и остальные афанасьевские сосуды — способом кольцевого налепа, и так же орнаментированы оттисками штампа, чаще — гребенчатого, реже — прямого, и палочки. Орнамент украшает наружную поверхность, иногда дно и бортик изнутри. Все «вазочки» с обеих сторон окрашены охрой, иногда обильно, а внутри чаши закопчены. Редкость сосудов, их окрашенность, отсутствие на дне жировых прослоек, незначительная закопчённость внутренних стенок и орнаментация края чаши позволяют сделать вывод о культовом характере сосудов, в которых сжигали небольшое количество растительного вещества — видимо, ароматные травы или веточки.

 

Между собой курильницы схожи, но не идентичны. Они различаются пропорциями чаши и поддона, оформлением ручки и поддона, расположением оттисков орнамента по горизонтали или диагонали, по всей поверхности или снаружи. В целом различия малосущественны. В частности, среди налепных ручек бывают треугольные, овальные, прямоугольные, с одним или двумя сквозными отверстиями. Поддоны бывают гладкими, резными, разделёнными на ножки или с прилепленными к ним ножками. У одной из курильниц в ножках имеются углубления (диаметр 1,5 см), в которые, очевидно, что-то вставлялось. Наиболее существенными отличительными признаками являются наличие ручки и массивность «вазочки». Они как бы имитируют каменные сосуды. Можно думать, что каменные прототипы этих культовых сосудов были без ручек. Самые толстостенные из них — преимущественно без ручек, найдены в наиболее ранних: памятниках (по радиоуглеродным датам), а поздние курильницы легче и почти всегда имеют ручки. Отверстия в ручках протёрты шнуром. Значит, эти «вазочки» подвешивались на шнуре, в частности, по предположению М.П. Грязнова, при ношении, Любопытно, что отверстие, оказавшееся ненужным, замазывали глиной (рис., 9).

 

Приводимые ниже сведения о местонахождении курильниц доказывают их редкость и позволяют предполагать избранность тех покойников, кому они ставились (отмечаются места хранения курильниц).

 

Карасук III. Могильник на берегу р. Карасук, 14 оград с 37 могилами, похоронены 32 взрослых и подростков, 26 детей (раскопки М.П. Грязнова, М.А. Комаровой 1961-1963 гг.). Курильницы стояли в трёх могилах (ГЭ, неопубликованы). [3]

 

В одной могиле (ограда 1, могила 1) похоронены подросток и двое мужчин, кости окрашены. Кроме курильницы (рис., 1), встречены пять обычных сосудов и кусочек меди. В ограде 7, могиле 1 похоронены двое мужчин. Кроме курильницы (рис., 2), были черепки двух сосудов. В могиле ограды 13 похоронены мужчина и ещё двое взрослых, кости окрашены. Кроме курильницы (рис., 3), найдены четыре сосуда и каменная колотушка.

 

Афанасьева Гора. Могильник у с. Батени, на левом берегу Енисея, 35 оград с 39 могилами, похоронены 52 взрослых и 13 детей (раскопки С.А. Теплоухова 1920, 1923 гг.; М.П. Грязнова и М.А. Комаровой 1963-1964 гг.). Курильница положена в могилу 3 мужчине (МАЭС). [4] Кроме курильницы (рис., 4), обнаружены сосуд и 70 астрагалов овцы.

 

Малые Копёны II. Могильник у с. Копёны, на левом берегу Енисея, четыре ограды с 18 могилами, похоронены 15 взрослых и восемь детей (раскопки Л.А. Евтюховой 1940 г.; Л.П. Зяблина 1961-1962 гг.). Найдены две курильницы (ГИМ, неопубликованы). [5] Одна — в могиле (ограда 2), где похоронен взрослый. Кроме курильницы (рис., 5), встречены сосудик кубической формы и череп животного. Покрытие сожжено. Другая курильница лежала у покрытия ямы (ограда 4, могила 9). Похоронены двое взрослых, при них — сосуд.

 

Сыда I. Могильник на берегу р. Сыда, у б. с. Сыда, 12 оград. Раскопано девять оград с 14 могилами, похоронено около 20 взрослых и несколько детей (раскопки С.В. Киселёва 1929 г.; М.П. Грязнова и М.А. Комаровой 1965 г.). Найдены две курильницы (ММ и ГЭ). [6] Одна — в могиле

(51/52)

(ограда 7), где похоронено двое взрослых. Кроме курильницы (рис., 7), были корчага, три сосуда, роговой наконечник, кремнёвый отщеп. Другая курильница (рис., 8) найдена в насыпи ограды 9. В одной яме лежали скелет человека 45 лет, корчага, два сосуда, роговой наконечник.

 

Красный Яр I. Могильник на левом берегу Енисея, у горы Оглахты, 15 оград с 20 могилами, похоронены 30 взрослых и, видимо, 16 детей (раскопки В.П. Левашовой 1930 г.; Э.Б. Вадецкой 1969, 1972 гг.). Найдена одна курильница (ММ) [7] в могиле мужчины (ограда 5). Кроме курильницы (рис., 11), были два-три сосуда, «блюдце», изделие из рога. Одно из отверстий в ручке курильницы забито глиной.

 

Малиновый Лог. Могильник на правом берегу Енисея, в 4-5 км ниже юры Тепсей, шесть оград. Раскопаны четыре ограды с восемью могилами, похоронены пять взрослых и четыре младенца (раскопки А.А.[Н.А.] Боковенко 1977 г.). Курильницы — в двух могилах (ЛОИА, неопубликованы). [8] Первая — в яме с обожжённым бревенчатым покрытием (ограда 1, могила 1). Похоронена пожилая женщина. Кроме курильницы (рис., 9), найдены два сосуда, бронзовое шило и серебряная серьга. Вторая курильница также поставлена пожилой женщине (ограда 4). Кроме курильницы (рис., 10), был сосуд.

 

Тесь I. Могильник в 0,6 км от с. Тесь, на берегу р. Туба, 15 оград с 15 могилами, похоронено по одному человеку (раскопки С.В. Киселёва 1929 г.). Найдены две курильницы в одной могиле (ГЭ). [9] Похоронены взрослый и, видимо, младенец (ограда 14, могила 2). Кроме курильниц (рис., 12, 13), было пять сосудов (один миниатюрный).

 

Тесь III. Могильник в 1 км от предыдущего. Сохранились три могилы со взрослыми погребениями (раскопки С.В. Киселёва 1932 г.). В могиле 2 (ограда 10), где похоронено шесть человек, найдена курильница (ГИМ). [10] Кроме курильницы (рис., 14), встречены ещё три сосуда, роговой наконечник палки, бронзовая серьга.

 

Моисеиха. Могильник на берегу Тубы, в 5 км от с. Потрошилово, более 30 оград. Раскопаны 14 оград с более чем 20 могилами, похоронены 16 взрослых и несколько детей (раскопки В.А. Зиминой 1959 г.). Найдена одна курильница (ММ, неопубликована). [11] Поставлена взрослому человеку (ограда 16, могила 2). Кроме курильницы (рис., 15), было ещё четыре сосуда.

 

Камышта. Могильник на берегу р. Ниня, 20 оград. Раскопаны три ограды с тремя могилами (раскопки А.Н. Липского 1959 г.). Курильница (неопубликована, AM; рис., 16) [12] стояла в ногах мужчины в парном погребении (ограда 2). Здесь же — сосуд, кости коровы и овцы, кучка древесного угля.

 

Летник VI. Могильник на левом берегу Енисея, у пос. Летник, 25 оград. Раскопаны 16 оград с 17 могилами взрослых и около 40 — детей, похоронено 22 взрослых человека (раскопки Ю.М.[Ю.И.] Трифонова 1972-1973 гг.; А.С. Полякова, М.Н. Пшеницыной 1975-1979 гг.). Найдены шесть курильниц целых и в обломках (ЛОИА, Кемеровский музей, неопубликованы). [13] Первая (рис., 17) — найдена за оградой, в которой были могила взрослого и две — детские (ограда 1). Взрослому поставлена корчага. Обломки второй курильницы (рис., 19) — в могиле с костями женщины и животных (ограда 2, могила 2). Третья курильница (рис., 20) стояла вверх дном на борту ямы (ограда 3, могила 1). Похоронены женщина и ребёнок, при них — три сосуда и бронзовое шило. Четвёртая курильница (рис., 21) встречена в ограде 25, где похоронено двое мужчин (один покрыт слоем охры). Здесь же было два сосуда. Обломок пятой курильницы оказался в насыпи ограды 14, содержавшей могилу

 

Рис. Афанасьевские (1-24) и окуневские (31-36) курильницы и необычные ритуальные сосуды (25-30). 1-21, 31-36 — бассейн Енисея; 22-24 — Алтай; 25-30 — бассейн Енисея и Алтай.

(52/53/54/55/56)

 

(Открыть Рис. в новом окне)

(56/57)

 

с костями и фрагментом бронзового шила. Шестая курильница обнаружена при неизвестных обстоятельствах (рис., 18).

 

В Минусинской котловине раскопки афанасьевских могил произведены в 26 пунктах, но полностью или наполовину исследовано 14 могильников и в 11 из них обнаружены курильницы. Складывается впечатление, что в ранний период культуры их употребляли чаще, ставили большему числу покойников, а в поздний — реже. Как правило, эти сосуды стоят в одной-двух могилах кладбища, где одна курильница приходится на 10-12 взрослых покойников и даже иногда — на 30 и 50. Могилы с курильницами обычно выделяются большими размерами ямы, количеством сосудов, превышающим принятые стандарты, редкими изделиями. Иногда в одном погребальном комплексе сочетаются все перечисленные отличительные признаки. Обращает на себя внимание, что иногда курильницы помещены вместе с корчагами, служившими для общественных трапез, и посохами с роговым навершием — символами власти. [14] В то же время улавливаются и некоторые отличия в погребальном ритуале мертвецов, которым поставлены курильницы. Их обсыпают охрой, в могилу кладут мясо, ритуальные астрагалы, голову животного. Реже встречаются могилы, отличающиеся от рядовых только тем, что в них поставлены курильницы. Но именно они позволяют предполагать, что курильницы ставили в могилы лишь тем, кто владел ими при жизни для исполнения определённых ритуальных церемоний. Эти культовые обязанности у афанасьевцев исполняли как мужчины, так и женщины.

 

Афанасьевские курильницы Алтая. Наибольшее число курильниц (обломки массивных «вазочек» на поддоне) найдено на поселении Каратенеш. [15] Кроме того, они встречены ещё в трёх могильниках.

 

Куюм. Могильник на берегу р. Куюм, раскопано 20 могил (раскопки С.М. Сергеева, Г.П. Сосновского 1932-1934 гг.; Е.М. Берс 1964-1965 гг.). Неорнаментированная курильница (рис., 22) находилась в могиле 10, где похоронены мужчина и ребёнок. При них — обломки челюстей животных (ГЭ). [16]

 

Курота II. Могильник на берегу р. Курота, девять оград, раскопано семь, похоронено 12 человек (раскопки С.В. Киселёва 1936 г.). [17] Курильница (рис., 23) — в ограде 2 с двумя мужчинами и женщиной (ГИМ). Кроме курильницы, были два сосуда и пест.

 

Муны. Одна могила раскопана местными жителями у д. Муны. Яма в песчаном грунте глубиной 1 м. Курильница (рис., 24) стояла в ногах взрослого человека (Горно-Алтайский музей).

 

Помимо однотипных «вазочек»-курильниц, на Енисее и Алтае найдено несколько сосудов необычных форм, напоминающих курильницы какой-либо деталью — поддоном, ручками, сквозными дырочками для подвешивания, формой чаши. Эти сосуды всегда окрашены охрой. Видимо, они тоже были культовыми, возможно, разновидностью курильниц. Это две чашечки на небольшом поддоне с одной и двумя ручками (Нижний Тюмечин I, ограда 4; рис., 25; Моисеиха, ограда 4; рис., 30); миниатюрные сосудики кубической формы с двумя дырочками на противоположных стенках (Малые Копёны, ограда 2; рис., 26); овальная мисочка с двумя налепными ручками (Карасук III, ограда 2; рис., 27); миска с налепной ручкой (Елоу-баши, ограда 5; рис., 28); миска, разделённая пополам перегородкой (Бельтыры, ограда 8; рис., 29). Наибольший интерес представляет сосуд с перегородкой, поскольку эта деталь характерна для курильниц окуневской культуры.

 

Окуневские курильницы представлены четырьмя целыми сосудами и обломками ещё четырёх. Это низкие чаши на поддоне, обычно круглом и полом. От афанасьевских отличаются боковым отделением (кармашком) внутри чаши, а также орнаментом. Общая высота «вазочек» 8-10 см, диаметр чаши 11-13 см, глубина чаши 4-5 см, высота поддона 2-4 см, диаметр поддона 8,5-12 см. Длина внутренних камерок 7-8 см, радиус — 2-3 см, глубина —1,5-2,5 см. Сосуды окрашены охрой, орнамент покрывает наружные стенки, а в одном случае — и дно чаши.

(57/58)

 

Большое кольцо. Ограда у истоков р. Камышта, в 0,5 км от пос. Камышта. В ограде — могилы афанасьевской и окуневской культур (раскопки А.Н. Липского 1959 г.; Г.А. Максименкова 1974 г.). Найдены одна целая курильница и мелкие обломки другой (AM, неопубликованы). [18] Целая курильница (рис., 31) стояла у черепа мужчины в парном погребении, в ногах были афанасьевский сосуд и кости овцы (могила 3). Среди камней, которыми обставлена яма, — обломок окуневского изваяния.

 

Тас-хазаа. Ограда на правом берегу р. Абакан, близ улуса Чаптыкова, 15 могил с 30 погребениями (раскопки А.Н. Липского 1957 г.). Курильница неопубликована (AM). [19] Находилась в каменной гробнице 4, где похоронены мужчина, две женщины и младенец. Курильница (рис., 32) положена в ноги мужчины вместе с бронзовыми изделиями (ножом, шилом, ритуальным топориком), мраморным шаром и куском говядины и баранины. В могиле были также нижний камень зернотёрки, колотушка, сосуды баночной формы и афанасьевский, бронзовый игольник с иглами, два мраморных шарика, украшения из резцов сурка и клыков кабарги.

 

Аскиз. Могила на правом берегу р. Аскиз, под насыпью тагарского кургана (раскопки А.Н. Липского 1950 г.). Похоронен мужчина, под голову положен камень, у головы поставлена курильница (рис., 33), в ноги — сосуд. На дне чаши курильницы — пять кругов с девятью лучами (AM). [20]

 

Есь. Могила между речками Есь и Тёя, в 5 км от улуса Фёдорова, под насыпью тагарского кургана (раскопки А.Н. Липского 1952 г.). Похоронен подросток (кости обожжены). Кроме курильницы (рис., 34), найдены окуневский сосуд, 18 костяных колечек и бусина (AM). [21]

 

Обломки трёх курильниц, аналогичных целым (рис., 35, 36), найдены на р. Черновая и у с. Быстрое (ММ, неопубликованы).

 

Окраска и солярная символика рисунков на окуневских «вазочках» свидетельствуют о ритуальном характере последних, но определить их конкретное применение сложнее, чем афанасьевских. Следы закопчённости внутри чаши, особенно на стыках стенок чаши и камерки, позволяют считать, что эти сосуды, как и афанасьевские, использовались для воскурений ароматических веществ, помещённых в неглубокое боковое отделение. Однако, по наблюдениям А.Н. Липского, внутри двух чаш сохранились следы не только огня, но и размешивания охры. Так, камерка внутри есинской чаши была заполнена охристой глиной, а дно чаши — тремя слоями глины и прослойкой сажи между ними. А.Н. Липский, предположил, что «вазочка» была светильником и одновременно служила для размешивания охры, которой натирали лицо и тело. На первое значение курильницы указывают обожжённые кости подростка в могиле и химический анализ охристого вещества внутри сосуда, подтвердивший, что в камере происходило горение. [22] Тот же смысл — источника света, может быть, был вложен в аскизскую «вазочку», на дне чаши которой нарисовано солнце. По мнению А.Н. Липского, она была подвешена наклонно (через дырочки в стенке), изображением к голове покойника. [23] Однако с неменьшим правом можно предполагать, что в этих «вазочках» размешивали охру, так как у окуневцев установлен обычай раскрашивать лица трупов. [24] Видимо, окуневские «вазочки», изготовленные для использования в качестве курильниц, в дальнейшем применялись по-разному и ставились в могилы с разными целями. Те, в которые клали охру или ароматные вещества, ставили в ноги, а те, которым придавали значение источника света, наклонно подвешивали у головы, для чего просверливали дырочки в стенках. Редкость сосудов и их функциональное разнообразие пока не позволяют определить, какой категории погребённых их ставили. В одном случае курильница поставлена безусловно очень знатному покойнику (Тас-хазаа), но другие были в рядовых могилах.

 

Окуневские и афанасьевские курильницы похожи друг на друга. У них одинаковые размеры, пропорции чаш и поддонов, все они окрашены охрой и орнаментированы; в обеих группах встречаются сосуды с дырочками для подвешивания. Особенно напоминает афанасьевскую курильницу «вазочка» Камышты с «лепестковой» ножкой и орнаментом,

(58/59)

характерными для афанасьевской керамики (рис., 31). В том, что сходство не случайно, убеждают условия находок. Напомним, что три из четырёх окуневских курильниц найдены в могилах, где находились афанасьевские сосуды. Видимо, афанасьевские курильницы в целом послужили прототипами для окуневских.

 

К иным выводам приводит сопоставление сибирских курильниц с катакомбными. У них различны пропорции, размеры и формы поддонов, а также боковые отделения. К тому же, западные сосуды многочисленны, насчитываются сотнями. Их в качестве курильниц, светилен и жаровен ставили рядовому населению. Сибирские же исчисляются несколькими десятками, и их ставили строго определённой категории покойников — видимо, служителям культа. Тем не менее, среди катакомбных курильниц есть безусловно похожие как на афанасьевские, так и на окуневские. Наиболее ранние формы западных курильниц, как и ранние сибирские, не имеют бокового отделения, очевидно, появившегося и там и тут в процессе эволюции формы изделия. [25] Но главное, катакомбные «вазочки» не менее массивны, чем сибирские и, видимо, тоже имитируют каменные сосуды, первоначально употреблявшиеся в быту. Отмеченные различия, видимо, не позволяют говорить о конкретных связях Причерноморья и Сибири в период ранней бронзы, но сходство форм ритуальных сосудов отдалённых территорий, очевидно, отражает единый исторический процесс.

 

 

[1] Киселёв С.В. Древняя история Южной Сибири. М., 1951, с. 27, 42; Алексеев В.П. Антропологические типы Южной Сибири (Алтае-Саянское нагорье) в эпоху неолита и бронзы. — В кн.: Вопросы истории Сибири и Дальнего Востока. Новосибирск, 1961, с. 380; Иванова Л.И.[Л.А.] Опыт выделения и палеоэтнографической характеристики афанасьевской культуры среднего Енисея: Автореф. дис. … канд. ист. наук. Л., 1970; Хлобыстина М.Д. Могильник Черёмушный Лог и эпоха раннего металла на среднем Енисее. — СА, 1971, №4, с. 28.

[2] За предоставленную возможность опубликовать новые курильницы выражаю признательность А.А.[Н.А.] Боковенко, М.П. Грязнову, Л.П. Заяблину [Зяблину], В.А. Посредникову, М.П.[М.Н.] Пшеницыной, Ю.И. Трифонову.

[3] Архив ЛОИА, ф. 35, оп. 1, 1961, №65, л. 3-17; 1962, №64, л. 9-12.

[4] Теплоухов С.А. Древние погребения в Минусинском крае. — В кн.: Материалы по этнографии. Л., 1927, т. III, вып. 2, с. 75.

[5] Архив ИА, р-1, №2358, л. 1-6, №2585, л. 5-10.

[6] Киселёв С.В. Афанасьевские курганы у сёл Сыды и Теси. — СА, 1937, II, рис. I, 11; Архив ЛОИА, ф. 35, оп. 1, 1965, №132, л. 87-91.

[7] Левашова В.П. Афанасьевский могильник Красный Яр в Хакасии. — В кн.: Историко-археологический сборник. М., 1962.

[8] Архив ЛОИА, ф. 35, оп. 1, 1977, кп 2103.

[9] Киселёв С.В. Материалы археологической экспедиции в Минусинском крае в 1928 г. — В кн.: Ежегодник музея Н.М. Мартьянова. Минусинск, 1929, т. VI, вып. 2, рис. 25; 27.

[10] Киселёв С.В. Афанасьевские курганы…, рис. III, 3.

[11] Архив ИА, р-1, №2211; ММ, оп. 1, д. 509 (а).

[12] Архив ИА, р-1, №2119, л. 29-45.

[13] Архив ЛОИА, ф. 35, оп. 1, 1972, №476, л. 3, 4; 1975, кп 1951; 1978, кп 2214; Пшеницына М.П., Поляков А.С. Работы в г. Саяногорске. — АО 1979 г. М., 1980, с. 230.

[14] Вадецкая Э.Б. Отражение общественных отношений и социальной дифференциации в погребальных памятниках афанасьевской культуры Енисея. — В кн.: Из истории Сибири. Томск, 1976, вып. 21, с. 49.

[15] Погожева А.П., Молодин В.И. Раскопки на поселении Каратенеш (1978). — В кн.: Археологический поиск (Северная Азия). Новосибирск, 1980, с. 95.

[16] Архив ЛОИА, ф. 2. оп. 1, №92.

[17] Киселёв С.В. Древняя история…, с. 57, 58.

[18] Архив ИА, р-1, №2119, л. 46-58.

[19] Устное сообщение Ю.И. Трифонова.

[20] Липский А.Н. Афанасьевские погребения в Хакасии. — КСИИМК, 1952, XLVII, с. 67-77.

[21] Липский А.Н. Афанасьевские погребения в низовьях рек Еси и Тёи (Хакасия). — КСИИМК, 1954, 54, с. 89-98.

[22] Там же, с. 89-91.

[23] Липский А.Н. Афанасьевские погребения в Хакасии, с. 72, 73.

[24] Вадецкая Э.Б. Изваяния окуневской культуры. — В кн.: Памятники окуневской культуры. Л., 1980, с. 59.

[25] Егоров В.Г. Классификация курильниц катакомбной культуры. — В кн.: Статистико-комбинаторные методы в археологии. М., 1970, с. 156-163.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки