главная страница / библиотека / обновления библиотеки

Смены культур и миграции в Западной Сибири. Томск: 1987. Э.Б. Вадецкая

Миграции в Западное Присаянье.

// Смены культур и миграции в Западной Сибири. Томск: 1987. С. 20-21.

 

Смены культур в Западном Присаянье (Минусинская котловина) принято объяснять либо перемещением сюда с других территорий племён, отличающихся от местных (афанасьевцев, окуневцев, андроновцев, таштыкцев), либо (в меньшей степени) эволюцией экономики (карасукцы, тагарцы). Однако, поскольку и в последнем случае в механизме сложения новых культур в той или иной степени ощущается пришлый субстрат, миграции, видимо, всегда стимулировали смены культур, но при разной доле участия в их образовании культуры аборигенов и мигрантов. Афанасьевские скотоводческие племена были единственными мигрантами, которые, возможно, полностью вытеснили из степных районов редкое местное охотническо-рыболовецкое население. В дальнейшем в силу изолированности Присаянья, окружённого труднопроходимыми лесными горными массивами, пришлое и местное население с единым хозяйственным укладом длительно сосуществовало и взаимоассимилировалось, конечным результатом чего было рождение новой культуры.

 

В эпоху бронзы все крупные миграции в Присаянье шли из Западной Сибири и степного Алтая, ибо только по Ачинско-Мариинской лесостепи было сравнительно легко проникнуть на лодках по рекам и на повозках по суше. Доказательством именно этого направления является родство минусинских культур с западно-сибирскими. Причины миграции объясняются факторами, имевшими место в Западной Сибири (избыток населения, новая форма хозяйства, экологические изменения), но отсутствующими в Минусинской котловине. О сравнительно малой плотности здесь населения вплоть до карасукской эпохи свидетельствует длительное совместное проживание афанасьевских племён с окуневскими, а последних с андроновскими. Этот район не был удобен для кочевого скотоводства, в силу чего население сохранило прежнюю форму хозяйства — пастушеское скотоводство. Колебания климата и смещение ландшафтных границ, хотя и имели место, но в этой стране горных хребтов, плосковершинных нагорий и межгорных впадин происходили позже или замедленнее, чем в Западно-Сибирской равнине. Наличие сухого климата и облысение сопок в эпоху бронзы отражено в археологических материалах тремя признаками: использованием населением для сооружений могил камня, а не

(20/21)

дерева, отсутствием у него лесных промыслов и амулетов [из] зубов лесных животных, увеличением в стаде доли мелкого рогатого скота. Согласно перечисленным признакам наиболее засушливый период приходится на карасукскую культуру, после которой начинается постепенное увлажнение климата.

 

В эпоху железа, чуть позже середины I тысячелетия до н.э., местные тагарские племена начинают расселяться за северными и северо-западными пределами Минусинской котловины — по мариинской и красноярской лесостепям. Частично перемещение тагарцев на север совпадает с появлением обычая захоранивать десятки и сотни покойников в одной могиле, что является, видимо, следствием перенаселённости Минусинской котловины и необходимостью резкого сокращения территорий, отводимых под кладбища. Последнее, в свою очередь, объясняется уменьшением пастбищ в связи с повышенной увлажнённостью климата и увеличением лесных массивов вдоль рек, в логах и на сопках. На археологических материалах повышенная увлажненность климата во второй период тагарской культуры фиксируется: использованием для сооружения погребальных камер берёсты и дерева, преимущественно лиственницы, ныне не растущей поблизости от могильников; наличном лесных промыслов (берестяная и деревянная посуда), а также амулетов и изображений животных, живущих в лесах и горной тайге.

 

На рубеже новой эры в Минусинскую котловину через Западный Саян перекочёвывают мигранты из Центральной Азии. Вслед за ними расселяются гарнизоны армии хунну и строится дворец для их наместника. Миграция имеет внешнеполитический характер, ибо связана с созданием державы хунну, под власть которой после других территорий попадает и Присаянье. Но за политическими факторами, изменившими ход исторического развития племён Енисея, скрываются и климатические, имевшие место в монгольских степях, где с первого века до н.э. участились холодные зимы и засуха, приведшие через три столетия к их обезлюденью (Гумелев [Гумилёв] Л.Н.). Постепенно усыхание степей вынудило кочевников перебраться сначала ближе к горам, в том числе к Алтаю и Саянам, а затем и через них. Таким образом, все миграции объясняются не одним, а несколькими факторами, среди которых самыми неотвратимыми были экологические.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки