главная страница / библиотека / обновления библиотеки

Исторические чтения памяти Михаила Петровича Грязнова. ТДК. Часть 1. Омск: 1987. Е.В. Переводчикова

К проблеме происхождения скифского звериного стиля.

// Исторические чтения памяти М.П. Грязнова. Ч. I. ТДК. Омск: 1987. С. 148-150.

 

Известные гипотезы о происхождении скифского звериного стиля, при всём своём взаимоисключающем характере, сходны в том, что подразумевают принесение звериного стиля в степи Евразии в готовом виде из одного центра. Поиски аргументов для их подтверждения строятся на представлении об эволюционном развитии искусства и направлены на наиболее убедительное построение эволюционных рядов, демонстрирующих происхождение скифского звериного стиля. С открытием кургана Аржан, содержавшим наряду с вещами предскифского периода образцы уже вполне сложившегося звериного стиля получили новое значение такие давно известные комплексы, как Келермес и Зивийе. Разнообразные и, казалось бы, разновременные предметы из этих комплексов теперь можно с большей долей вероятности считать сосуществующими, а не оказавшимися вместе случайно, Это даёт возможность иного взгляда на проблему происхождения скифского звериного стиля.

 

Предлагаемая точка зрения находится в русле концепции полицентрического происхождения культур скифского облика (Грязнов М.П., Яценко И.В., Раевский Д.С.) и представляет собой её конкретизацию. Исходным является также тезис о том, что всякая вновь появляющаяся культура или традиция находит средства для своего выражения в ранее созданном или окружающем (Иванов В.В.) и, набирая оттуда отдельные элементы, сама расставляет их по местам. Этот процесс не носит эволюционного характера — его скорее можно уподобить взрыву (происходящему, естественно, не мгновенно, но быстрее, чем складываются известные нам погребальные комп-

(148/149)

лексы).

 

Искусство евразийской степи предскифского времени, как известно, не знает зооморфных изображений, и появление их в культурах скифского облика произошло в результате заимствований из окружающих изобразительных традиций. Различия между ранними изображениями звериного стиля западных и восточных областей (Артамонов М.И., Членова Н.Л., Шкурко А.И.) позволяют предполагать разные источники заимствования приёмов изображения. Таковыми представляются искусство переднеазиатских цивилизаций, искусство периферийных по отношению к ним областей (Закавказье, Иранское нагорье, Малая Азия), а на востоке — карасукские и ордосские бронзы и наскальные изображения Монголии и Восточной Сибири. Доклад, в основном, посвящён характеристике переходных памятников, отражающих процесс сложения изобразительной системы скифского звериного стиля.

 

На промежуточное положение изображений на Келермесской секире между искусством переднеазиатских цивилизаций и скифским звериным стилем давно обращали внимание (Ростовцев М.И., Артамонов М.И., Луконин В.Г.). Анализ системы изображения этого памятника привёл к выводу о её переходном характере и позволил судить о процессе сложения изобразительной системы скифского звериного стиля. Видимо, аналогичное место в этом процессе занимают изображения из Зивийе. Различия между стилями секиры и Зивийе могут трактоваться как этапы этого процесса или же как варианты, допустимые в данной ситуации. Решение этого вопроса зависит от уточнения абсолютных дат рассматриваемых комплексов. Изображения на Келермесской секире и на предметах из Зивийе отражают процесс сложения западного варианта раннескифского искусства.

 

Следы происхождения изображений из Сибири от искусства карасукской культуры (в основном они проявляются в моделировке изображений) выделены в литературе (Артамонов М.И.) — они же являются отличительными чертами восточного варианта раннескифского искусства.

 

На оленных камнях Восточной Сибири и Монголии выделяются две группы изображений: животные «на цыпочках» на четырёх ногах и оленя с «клювовидными» мордами. Каждая из этих групп стилистически едина, и долгое время считалось, что первая из них предшествует второй (напр. Диков Н.Н., Волков В.В.). Однако об-

(149/150)

ращение к формальным признакам изображений дало возможность предположить обратное направление эволюции (Шер Я.A.). В то же время есть свидетельства сосуществования этих двух групп — как среди признаков изображений, так и в соотношении с изображениями предшествующего и последующего времени (Волков В.В., 1981). Исходя из этого и учитывая неразработанную абсолютную хронологию, можно предположить их одинаковое положение по отношение к восточным образцам скифского звериного стиля, с которыми у обеих групп есть как сходство (рога оленей с «клювовидными» мордами, позы, изображение глаза, уха), так и различия (показ четырёх ног у одной группы и «клювовидные» морды — у другой). Взаиморасположение фигур оленей с «клювовидными» мордами на камне сохранилось в приёме взаимовписывания фигур животных в искусстве Казахстана и Тувы по принципу «загадочной картинки» (Грач А.Д.).

 

В ряду оленных камней Евразии стоят и северокавказские экземпляры (Савинов Д.Г., Членова Н.Л.). Зооморфные изображения на них могли быть заимствованы из искусства Кавказа, Закавказья и Малой Азии (Членова Н.Л.), но сильнее всего их сходство с изображениями колхидо-кобанского круга.

 

Наблюдаемое разнообразие и даже несходство памятников, занимавших одинаковое положение в процессе сложения звериного стиля, неизбежно в силу различных источников заимствования традиций изображения. Следы его сохраняется и в едином раннем зверином стиле степей Евразии.

 

При изложенном подходе существующие точки зрения на происхождение скифского искусства выглядят не взаимоисключающими, а дополняющими друг друга.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки