главная страница / библиотека / обновления библиотеки
|
Рис. 3. Агриппина Старшая. Мрамор. I в. н.э. Берлин. ГМ.(Открыть Рис. 3 в новом окне) |
Рис. 4. Август. Мрамор. I в. н.э. Берлин. ГМ.(Открыть Рис. 4 в новом окне) |
документе: «Не империи, а немецкому народу дарятся эти сокровища для вечного владения и сохранения в целостности». [9] Ныне троянские древности Шлимана находятся в Берлине. В Пергамском музее хранится великолепная рельефная плита храма Афины с квадригой Гелиоса, которую Шлиманы сумели утаить от бдительности турецких чиновников (рис. 2), [10] залы того же музея украшают великолепные раннеимператорские портреты из Трои (рис. 3-[4]-5). [11]
При жизни Шлимана у русских исследователей не было единого мнения по поводу значения его открытий. Самое авторитетное заключение, принадлежавшее петербургскому академику Л. Стефани, носило отрицательный характер. Немецкий археолог К. Штарк вообще считал исследование Трои «потрясающей мистификацией» и восклицал: «Что он, собственно, нашёл? Горшки! А кто нам докажет, что его горшки не поддельны?». Стефани не соглашался лишь признать Троей поселение, раскопанное Шлиманом на холме Гиссарлык. Предметы, найденные там, он был склонен отнести не к XII в. до н.э., а ко времени «великого переселения народов», находя в них аналогии со скифскими и готскими вещами с юга России. [12]
Тем не менее и России Шлиман сделал немаловажный подарок: в начале 1883 г., ожидая благоприятного решения вопроса о раскопках в Колхиде, он посылает в Петербург на имя государственного секретаря А.А. Половцова пять ящиков с троянскими древностями. В дневнике Половцова за 24 апреля 1883 г. имеется следующая запись: «Великий князь Константин Павлович говорит о виденном им в Афинах Шлимане, который жаловался на меня за неполучение ответа относительно посланных им для моего рисовального училища предметов из троянских находок» (рис. 6). [13]
Этот дар маститого археолога, состоящий из 180 предметов, поступил в 1886 г. в Музей Центрального училища технического рисования барона А.Л. Штиглица. Может возникнуть вопрос: дар был сделан Половцову, а предметы поступили в музей училища Штиглица, нет ли в этом противоречия? Противоречие кажущееся. В 1884 г. придворный банкир Штиглиц умер, но, как мы видели, училище рисования ещё за год до его смерти Половцов уже называет «своим». Государственный секретарь, женатый на приёмной дочери барона Штиглица, Н.М. Июневой, вместе с ней стал наследником капиталов и учреждений, принадлежавших её отцу (Нарвская
суконная фабрика, училище рисования и т.п.). В Петербурге поговаривали, что приёмная дочь барона-миллионера являлась внебрачным ребёнком великого князя Михаила Павловича. После смерти приемного отца она стала обладательницей 17 млн.р.
В мае 1884 г. Шлиман присылает Половцову воспроизведение двух мегаронов и копии фресок из Орхомена, сделанные из стюка. [14] В 1886 г. своим детям, Сергею и Надежде, он посылает золотые кольца с древними резными камнями. [15] Где ныне находятся все эти дары Шлимана? Большинство археологических предметов, ваз, статуэток, разного рода орудий из числа 180, присланных Половцову в 1883 г., до сих пор хранится в Музее Высшего художественно-промышленного училища им. В. Мухиной. Правда, их местонахождение менялось: в 1924 г. они были переданы в Эрмитаж и поделены между «эллино-скифский отделением» и «отделением древностей»; в 1951 г. вещи, хранившиеся в античном отделе Эрмитажа, были частично возвращены в Музей Высшего художественно-промышленного училища; за это время некоторые из них попали в восточный отдел Эрмитажа, в Московский музей керамики, Донецкий и даже Хабаровский музей!
Рис. 8. Ойнохоя геометрического стиля. VIII в. до н.э. ГЭ.(Открыть Рис. 8 в новом окне) |
Рис. 9. Скифос геометрического стиля VIII в. до н.э. ГЭ.(Открыть Рис. 9 в новом окне) |
Рис. 10. Протокоринфский арибалл. VIII в. до н.э. ГЭ.(Открыть Рис. 10 в новом окне) |
Рис. 11. Коринфский арибалл VI в. до н.э. ГЭ.(Открыть Рис. 11 в новом окне) |
Рис. 12. Коринфский арибалл. VI в. до н.э. Донецк. Художественный музей.(Открыть Рис. 12 в новом окне) |
Рис. 13. Коринфская пиксида. VI в. до н.э. ГЭ.(Открыть Рис. 13 в новом окне) |
Рис. 14. Коринфская пиксида. VI в. до н.э. ГЭ.(Открыть Рис. 14 в новом окне) |
Рис. 15. Коринфский килик. VI в до н.э. ГЭ.(Открыть Рис. 15 в новом окне) |
Для отождествления хранящихся в разных коллекциях предметов из дара Шлимана важны «Инвентарная книга вещей, принадлежащих Музею Центрального училища технического рисования барона Штиглица», находящаяся ныне в Эрмитаже, и «Каталог предметов глиняного, фаянсового и майоликового производства Музея Центрального училища технического рисования барона Штиглица», составленный А. Карбоньером. [16]
В упомянутой инвентарной книге сделана следующая (видимо, самая ранняя) запись о поступлении дара: «Коллекция античных вещей от №7417 до №7597. 29 ноября 1886 г. Получены вещи, принесённые в дар господином Шлиманом. Из раскопок в Гиссарлыке, на месте древней Трои». В нескольких случаях приведены стратиграфические сведения, уточняющие глубину, на которой данные предметы найдены: «№7436. Чаша с ручками из красной глазурованной глины с глубины 4-6 м. №7437. Стакан цилиндрический с глубины 5 м». Такими же сведениями сопровождаются каменные орудия: «№7464-7470. Семь клиночков ножей из чёрного кремня. На глубине 10 м, на месте Трои. №7471-7472. Два наконечника пик из чёрного камня. На глубине 9-10 м». Глиняные пряслица обозначены следующим образом: «№7481-7491. Одиннадцать кубарей глиняных. Их находят до девственной почвы от 3 м». Самая нижняя стратиграфическая точка (14 м) указана для одного каменного орудия: «№7500. Резец из зеленоватого камня. С глубины 13-14 м». Последний предмет в списке представлялся Шлиману и его сотрудникам неантичным: «№7597. Статуэтка свинцовая из Гиссарлыка, по вероятности, генуэзского происхождения».
Карбоньер все 180 предметов дара Шлимана считал происходящими «из раскопок в Гиссарлыке». [17] Если такие указания не вызывают сомнения относительно статуэток геометрического и архаического стиля, эгейских, геометрических и раннеархаических ваз (рис. 7, 8), то некоторые коринфские и аттические сосуды VI-V вв. до н.э. могли поступить в коллекцию Шлимана и другим путём (рис. 9-16). [18] Редко вне Беотии находят и архаические глиняные статуэтки беотийских мастерских (рис. 17-19). Во всяком случае, отметив это, мы оставляем разрешение вопроса о составе дара Шлимана более компетентным исследователям античной керамики. Можно лишь напомнить, что среди троянских древностей, дарованных
Рис. 18. Богиня. Терракота. Беотия. VI в. до н.э. ГЭ.(Открыть Рис. 18 в новом окне) |
Рис. 19. Кора в пеплосе. Терракота. Беотия. V в. до н.э. ГЭ.(Открыть Рис. 19 в новом окне) |
Шлиманом Берлинскому музею, находится портрет, привезённый археологом из его путешествия в Александрию. [19]
Неоспоримым остаётся факт посылки Шлиманом почти 200 образцов троянских находок в Петербург, город, с которым была связана лучшая пора его жизни, период коммерческих успехов и стремительного роста богатства. Большинство подаренных им предметов необычайно близко троянским находкам, хранящимся ныне в Берлине. Возможно, тщательное изучение полевых дневников археолога помогло бы более точной их идентификации и стратиграфической локализации. Свою задачу мы видим в отождествлении всего забытого комплекса в целом.
Среди гемм, поступивших в 1921 г. в Эрмитаж из собрания А.А. Половцова, можно отметить эгейские резные камни. Возможно, из рук Сергея Шлимана перешла к этому высокопоставленному собирателю и меценату великолепная сердоликовая инталия со сценой терзания оленя четой львов. [20]
Бесценная коллекция эгейских древностей, хранящаяся доныне в том городе, почётным гражданином которого был Генрих Шлиман, заслуживает специального изучения и, конечно, должна экспонироваться с соответствующим её значению пиететом. Со времени щедрого дара первооткрывателя Трои прошло едва сто лет. Для истории музейных коллекций срок не такой уж и большой. Однако сведения о даре Шлимана за это время полностью исчезли из музейной практики. Не только посетители Эрмитажа ничего не знают о происхождении коллекции ценнейших экспонатов, выставленных в залах, хранящихся в запасниках музея и связанных с интереснейшей эпохой в развитии классической археологии, об этом ныне не ведают и сами хранители троянских древностей Шлимана. [21]