главная страница / библиотека / обновления библиотеки

Тур Хейердал. Искусство острова Пасхи. М.: «Искусство». 1982. Тур Хейердал

Искусство острова Пасхи.

// М.: «Искусство». 1982. 528 с.

Перевод с английского Л. Жданова.

 

аннотация на обороте обложки: ]

Две примечательные особенности выделяют остров Пасхи среди всех прочих островов Тихоокеанского полушария: уникальное географическое положение и редкостные археологические памятники. Можно ли считать случайным такое сочетание географической и археологической уникальности? Тихий океан насчитывает десятки тысяч островов и многие из них больше и куда более доступны влиянию извне. Но только на острове Пасхи обнаружены следы доевропейской письменности, культовые сооружения из огромных камней разной формы, обтёсанных и пригнанных друг к другу с поразительной точностью, сотни исполинских антропоморфных статуй. С тех пор, как в 1722 году европейцы обнаружили остров, идёт спор — являются ли эти замечательные памятники плодом местного развития или влияния извне. Выдвинуто множество гипотез в защиту и той и другой точки зрения.

 

Содержание

 

Предисловие [Д-р Анри Лавашери]. — 7

Открытие этнографической загадки. — 10

Цветные фотографии [I-XVI] между стр. 16 и 17 [источники фото — стр. 16]

 

Часть I. Стил-трейдинг, мобильные скульптуры и пещерные тайники на острове Пасхи.

 

Исторический обзор.

Археология: Ранний и Средний периоды. — 19

Хури-моаи: Поздний период войн и разрушений. — 20

Открытие острова Роггевеном в 1722 году. — 22

Повторное открытие острова Гонсалесом в 1770 году. — 22

Визит Кука в 1774 году. — 23

Визит Лаперуза в 1786 году. — 25

XIX век: набеги и усобицы домиссионерской поры. — 26

Набег перуанских работорговцев в 1862 году. — 29

Наблюдения первых миссионеров. — 29

Визит «Топаза» в 1868 году. — 33

Визит корвета «О’Хиггинс» в 1870 году. — 34

Изгнание миссионеров и визит «Витязя» в 1871 году. — 35

Визит «Ла Флор» в 1872 году. — 36

Убийство последнего европейца на острове в 1877 году. — 37

Визит «Гиены» в 1882 году. — 37

Визит «Могикана» в 1886 году. — 39

Коммерсиализация искусства под влиянием Салмона. — 41

Искусство в период чилийской аннексии. — 43

Чилийская экспедиция 1911 года. — 44

Экспедиция Раутледж в 1914 году. — 44

Визиты Скоттсберга в 1917 году и Макмиллана Брауна в 1923 году. — 46

Франко-Бельгийская экспедиция 1934 года. — 46

Патер Себастиан Энглерт снова учреждает на острове миссию. — 51

Резюме: исторические данные о пещерных тайниках. — 52

Ознакомление с пещерами Норвежской археологической экспедиции в 1955-1956 годах.

Завязка. — 54

Каменные фигурки Эстевана Пакарати. — 61

Тетрадь ронго-ронго Эстевана Атана. — 64

Закрытая пещера Атана Атана внутри острова. — 67

Открытая пещера Ласаро Хоту над морем. — 69

Покрытые плесенью скульптуры Доминго Пакарати. — 72

Закрытая пещера Энрике Теао на берегу моря. — 73

Закрытая пещера Андреса (Хуана) Хаоа внутри острова. — 75

Братья Ико и открытая пещера Сантьяго Пакарати на берегу моря. — 78

Открытое хранилище Педро Атана на берегу моря. — 81

Смятение, вызванное раскрытием секрета подземных тайников. — 84

Открытый приморский тайник Педро Пате. — 90

Современные имитации. — 92

Происхождение пещерных тайников. — 95

 

Часть II. Предметы пасхальского искусства.

 

Монолитическое искусство Раннего периода.

Тип 1. — 99

Тип 2. — 99

Тип 3. — 99

Тип 4. — 99

Монолитическое искусство Среднего периода.

Тип 4. — 100

Статуя Раннего периода, послужившая образцом для однородных монументов Среднего периода. — 101

Техника работы в карьерах. — 101

Временно установленные статуи, засыпанные делювием. — 102

Транспортировка и установка статуй. — 102

Пучок волос. — 103

Перестройка аху. — 104

Назначение истуканов на аху. — 105

Возможное происхождение. — 107

Фигуры из тапы Позднего периода.

Большие паина. — 112

Маленькие куклы. — 112

Возможное происхождение. — 113

Стандартные деревянные поделки.

Моаи кавакава («фигурка с рёбрами», мужская). — 115

Моаи папа, или па’а-па’а («плоская фигурка», женская). — 117

Моаи тангата («человеческая фигурка», мужская). — 119

Моаи тангата-ману («фигурка птицечеловека», мужская). — 119

Моко («рептилия»). — 122

Реи-миро («деревянное» или «лодковидное нагрудное украшение»); известное как реи-марама («лунное нагрудное украшение»). — 122

Тахонга (шаровидная подвеска). — 124

Уа и паоа (палицы длинная и короткая). — 125

Ао и рапа (большое и малое плясовые вёсла). — 126

Кохау ронго-ронго (дощечки с письменами). — 127

Нестандартная скульптура, дерево и камень.

Общее описание. — 137

Возможные импульсы. — 143

Итоги и реконструкция. — 155

 

Иллюстрации [1-320]. — 161

 

Каталог.

Благодарности. — 482

Условные обозначения музеев и коллекций. — 483

Комментарий к фото 1-15. — 485

Каталог фигурок из тапы. — 485

Стандартная деревянная резьба. — 488

Каталог нестандартных деревянных поделок, собранных до Норвежской археологической экспедиции 1955-1956 годов. — 491

Каталог нестандартных каменных поделок, собранных до  Норвежской археологической экспедиции на остров Пасхи 1955-1956 годов. — 510

Некоторые изделия искусства другого рода. — 520

Скульптуры, приобретённые в 1955-1956 годах. — 521

Сравнительный материал и возможные влияния. — 521

 

Библиография. — 522

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки