Тур Хейердал
Искусство острова Пасхи.
// М.: «Искусство». 1982. 528 с.
Перевод с английского Л. Жданова.
[ аннотация на обороте обложки: ]
Две примечательные особенности выделяют остров Пасхи среди всех прочих островов Тихоокеанского полушария: уникальное географическое положение и редкостные археологические памятники. Можно ли считать случайным такое сочетание географической и археологической уникальности? Тихий океан насчитывает десятки тысяч островов и многие из них больше и куда более доступны влиянию извне. Но только на острове Пасхи обнаружены следы доевропейской письменности, культовые сооружения из огромных камней разной формы, обтёсанных и пригнанных друг к другу с поразительной точностью, сотни исполинских антропоморфных статуй. С тех пор, как в 1722 году европейцы обнаружили остров, идёт спор — являются ли эти замечательные памятники плодом местного развития или влияния извне. Выдвинуто множество гипотез в защиту и той и другой точки зрения.
Содержание
Предисловие [Д-р Анри Лавашери]. — 7
Открытие этнографической загадки. — 10
Цветные фотографии [I-XVI] между стр. 16 и 17 [источники фото — стр. 16]
Часть I. Стил-трейдинг, мобильные скульптуры и пещерные тайники на острове Пасхи.
Исторический обзор.
Археология: Ранний и Средний периоды. — 19
Хури-моаи: Поздний период войн и разрушений. — 20
Открытие острова Роггевеном в 1722 году. — 22
Повторное открытие острова Гонсалесом в 1770 году. — 22
Визит Кука в 1774 году. — 23
Визит Лаперуза в 1786 году. — 25
XIX век: набеги и усобицы домиссионерской поры. — 26
Набег перуанских работорговцев в 1862 году. — 29
Наблюдения первых миссионеров. — 29
Визит «Топаза» в 1868 году. — 33
Визит корвета «О’Хиггинс» в 1870 году. — 34
Изгнание миссионеров и визит «Витязя» в 1871 году. — 35
Визит «Ла Флор» в 1872 году. — 36
Убийство последнего европейца на острове в 1877 году. — 37
Визит «Гиены» в 1882 году. — 37
Визит «Могикана» в 1886 году. — 39
Коммерсиализация искусства под влиянием Салмона. — 41
Искусство в период чилийской аннексии. — 43
Чилийская экспедиция 1911 года. — 44
Экспедиция Раутледж в 1914 году. — 44
Визиты Скоттсберга в 1917 году и Макмиллана Брауна в 1923 году. — 46
Франко-Бельгийская экспедиция 1934 года. — 46
Патер Себастиан Энглерт снова учреждает на острове миссию. — 51
Резюме: исторические данные о пещерных тайниках. — 52
Ознакомление с пещерами Норвежской археологической экспедиции в 1955-1956 годах.
Завязка. — 54
Каменные фигурки Эстевана Пакарати. — 61
Тетрадь ронго-ронго Эстевана Атана. — 64
Закрытая пещера Атана Атана внутри острова. — 67
Открытая пещера Ласаро Хоту над морем. — 69
Покрытые плесенью скульптуры Доминго Пакарати. — 72
Закрытая пещера Энрике Теао на берегу моря. — 73
Закрытая пещера Андреса (Хуана) Хаоа внутри острова. — 75
Братья Ико и открытая пещера Сантьяго Пакарати на берегу моря. — 78
Открытое хранилище Педро Атана на берегу моря. — 81
Смятение, вызванное раскрытием секрета подземных тайников. — 84
Открытый приморский тайник Педро Пате. — 90
Современные имитации. — 92
Происхождение пещерных тайников. — 95
Часть II. Предметы пасхальского искусства.
Монолитическое искусство Раннего периода.
Тип 1. — 99
Тип 2. — 99
Тип 3. — 99
Тип 4. — 99
Монолитическое искусство Среднего периода.
Тип 4. — 100
Статуя Раннего периода, послужившая образцом для однородных монументов Среднего периода. — 101
Техника работы в карьерах. — 101
Временно установленные статуи, засыпанные делювием. — 102
Транспортировка и установка статуй. — 102
Пучок волос. — 103
Перестройка аху. — 104
Назначение истуканов на аху. — 105
Возможное происхождение. — 107
Фигуры из тапы Позднего периода.
Большие паина. — 112
Маленькие куклы. — 112
Возможное происхождение. — 113
Стандартные деревянные поделки.
Моаи кавакава («фигурка с рёбрами», мужская). — 115
Моаи папа, или па’а-па’а («плоская фигурка», женская). — 117
Моаи тангата («человеческая фигурка», мужская). — 119
Моаи тангата-ману («фигурка птицечеловека», мужская). — 119
Моко («рептилия»). — 122
Реи-миро («деревянное» или «лодковидное нагрудное украшение»); известное как реи-марама («лунное нагрудное украшение»). — 122
Тахонга (шаровидная подвеска). — 124
Уа и паоа (палицы длинная и короткая). — 125
Ао и рапа (большое и малое плясовые вёсла). — 126
Кохау ронго-ронго (дощечки с письменами). — 127
Нестандартная скульптура, дерево и камень.
Общее описание. — 137
Возможные импульсы. — 143
Итоги и реконструкция. — 155
Иллюстрации [1-320]. — 161
Каталог.
Благодарности. — 482
Условные обозначения музеев и коллекций. — 483
Комментарий к фото 1-15. — 485
Каталог фигурок из тапы. — 485
Стандартная деревянная резьба. — 488
Каталог нестандартных деревянных поделок, собранных до Норвежской археологической экспедиции 1955-1956 годов. — 491
Каталог нестандартных каменных поделок, собранных до Норвежской археологической экспедиции на остров Пасхи 1955-1956 годов. — 510
Некоторые изделия искусства другого рода. — 520
Скульптуры, приобретённые в 1955-1956 годах. — 521
Сравнительный материал и возможные влияния. — 521
Библиография. — 522
|