● главная страница / библиотека / обновления библиотеки
В.М. ЗубарьНекрополь Херсонеса Таврического I-IV вв. н.э.// Киев: «Наукова думка». 1982. 144 с.
[ аннотация: ] В монографии собраны и классифицированы материалы обширного могильника Херсонеса Таврического первых веков н.э., подробно рассматриваются типы погребальных сооружений, обряд захоронения и сопровождающий инвентарь. На основе материалов некрополя делаются выводы об экономическом и культурном развитии города, этническом и социальном составе его населения, ставятся вопросы, связанные с погребальным культом Херсонеса римской эпохи. Для археологов, историков, краеведов, преподавателей и студентов исторических факультетов.
Оглавление
Введение. — 3
Глава I. Топография и погребальные сооружения. — 8Глава II. Погребальный обряд. — 35Глава III. Погребальный инвентарь. — 63Глава IV. Некоторые вопросы социально-экономического и культурного развития населения Херсонеса первых веков н.э. по материалам некрополя. — 116
Заключение. — 126
Приложение. Указатель погребальных сооружений. — 128Литература. — 130Список сокращений. — 141
Заключение. ^
В материалах некрополя Херсонеса первых веков н.э. нашли яркое отражение самые разнообразные явления социально-экономической и культурной жизни. Увеличение его территории, появление новых типов погребальных сооружений, усложнение погребального ритуала, разнообразие вещей, которые клались в могилы, — всё это свидетельствует прежде всего об экономическом подъёме, который переживал город в этот период. В первые века н.э. растёт благосостояние рабовладельческой верхушки города, развивается ремесленное производство, продукция которого обнаружена в подавляющем большинстве погребальных комплексов, а также расширяются торговые связи Херсонеса. Особенно оживлённые связи в римскую эпоху город поддерживал с Восточным Средиземноморьем, Малой Азией, Подунавьем и варварским населением Крыма, к которому продукция античного ремесленного производства попадала через Херсонес.
Всесторонний анализ погребальных комплексов некрополя, а также привлечение для сравнения данных других источников, позволяет опровергнуть устаревшую точку зрения о значительном удельном весе варварских элементов в составе населения города. В своей массе жители Херсонеса были греками. Никаких ярко выраженных этнографических черт тавров или скифов ни в конструкции погребальных сооружений, ни в ритуале захоронения, ни в инвентаре некрополя не прослеживается. Вполне вероятно, что отдельные представители этих этнических групп попадали в город и оседали в составе социально зависимой части населения, но они не оказали какого-либо существенного влияния на общее развитие культуры Херсонеса. Только со II в. н.э. в погребальных комплексах фиксируются отдельные черты обряда, которые можно связывать с наличием в среде населения сарматского элемента. Однако это не чисто сарматские ком- плексы, а отдельные черты варварского ритуала погребения, которые красноречиво свидетельствуют о сильном влиянии античной культуры на выходцев из негреческой среды. Помимо небольшой группы сарматов в городе жили выходцы из Восточного Средиземноморья и Малой Азии, на что указывают не только эпиграфические источники, но и данные некрополя. Не до конца ещё выяснен вопрос о выходцах из Подунавья, находившихся несомненно в составе населения Херсонеса и их роли в жизни города. Его разработка требует пристального внимания, так как до настоящего времени связи Херсонеса с этим регионом не были предметом специального исследования.
Экономическое развитие города привело к тому, что на протяжении первых веков н.э. в Херсонесе усиливается имущественная дифференциация. В количественном отношении социальная верхушка населения была незначительной. Основную массу составляли средние слои и беднота. К сожалению, на основании материалов некрополя пока можно лишь предположительно говорить о социально зависимом населении, так как методика выявления погребений этой части жителей античных городов Северного Причерноморья требует дальнейшей разработки.
Разнообразие погребальных обрядов некрополя свидетельствует об отсутствии в среде греческого населения Херсонеса твёрдо установленных правил относительно погребения умерших, а также о существовании различных представлений о загробном мире. Выбор способа погребения, регламентация похорон и ритуальные действия у могилы чаще всего зависели от взглядов и социального положения родственников умершего. В римскую эпоху происходили также изменения в погребальном ритуале, которые были вызваны новыми явлениями в области идеологии. В первые века н.э. в Херсонесе фиксируется анофеоз умерших. Во II-III вв. н.э. среди определённой части населения распространяются новые для города, но характерные для античного мировоззрения этого времени, религиозные течения, в которых значительное место занимала вера в бессмертие души, загробное блаженство и воздаяние после смерти.
С рубежа IV-V в. н.э. в Херсонесе началось распространение христианства, но этот процесс сопровождался острой социальной борьбой, которая носила религиозную окраску.
На протяжении I-IV вв. н.э. в истории Херсонеса нашли отражение сложные процессы, которые были характерны для социально-экономического и культурного развития провинциальных городов Римской империи. Однако, несмотря на определённые изменения в сравнении с эллинистическим периодом, Херсонес до рубежа античности и средневековья сохранил свой греческий облик. Город не был разрушен в бурную эпоху «Великого переселения народов» и здесь, на основе античной культуры, постепенно складывались социально-экономические и политические основы византийского Херсона.
наверх |