[ каталог выставки ]
Памятники византийской скульптуры
из собраний Государственных музеев Берлина.
/ Каталог выставки [в Эрмитаже]. Л.: «Искусство». 1982. 48 с.
Автор-составитель каталога и автор Предисловия — доктор Арне Эффенбергер.
Редактор русского текста и автор Введения — А.В. Банк.
На обложке: Двухъярусная капитель. VI век.
Содержание (в издании нет)
Введение. — 7
Список сокращений. — 13
Каталог [1-28]. — 14
(/3)
Экспозицией двадцати шести византийских скульптур Государственные музеи Берлина, — столицы ГДР — отвечают на временную выставку Государственного Эрмитажа «Позднеантичные и ранневизантийские серебряные сосуды», показанную в Музее имени В. Боде весной 1979 года. Начатое в это время сотрудничество учёных Эрмитажа и нашего музея по исследованию византийских памятников обеих коллекций находит таким образом своё планомерное продолжение.
С полным убеждением, что показанные в Эрмитаже византийские скульптуры вызовут интерес советских посетителей музея и многих коллег по работе, мы выражаем уверенность, что с этой выставкой ещё больше окрепнут возросшие за много лет научные и дружественные связи наших музеев.
Профессор, доктор Эберхарт Бартке,
Генеральный директор Государственных музеев Берлина — Столицы ГДР.
Доктор Арне Эффенбергер,
Директор раннехристианско-византийской коллекции.
(3/4)
Предисловие. ^
Раннехристианское византийское собрание Государственных музеев Берлина, столицы ГДР, обладает превосходной коллекцией византийских скульптур. Эта уникальная коллекция существует благодаря целенаправленной и дальновидной работе музея по привлечению экспонатов, которая прежде всего связана с именами Вильгельма фон Боде, Теодора Виганда, Иозефа Стжиговского и Оскара Вульфа.
В начале нашего столетия на берлинском Острове музеев было построено четвёртое здание, бывший Музей кайзера Фридриха, который с 1956 года носит имя Боде. Боде создал этот музей прежде всего для произведений искусства христианской эпохи. Прогрессивным в такой концепции было преодоление классицистического понимания истории и истории искусства, которое господствовало преимущественно в XIX веке и исключало изучение как раннехристианских, так и восточных культур.
Заслуга Боде состоит в том, что уже в 90-х годах прошлого столетия было принято решение о создании самостоятельной коллекции памятников раннехристианской и византийской культуры и в том, что по его инициативе начались планомерные закупки.
Внешнеполитические условия, особенно за два десятилетия до первой мировой войны, способствовали приобретению в Константинополе и в других частях Турции большого количества превосходных византийских скульптур для Берлинских музеев. Поэтому раннехристианская византийская коллекция обладает ранне- и средневизантийскими памятниками скульптуры, в таком количестве и такого историко-художественного значения, что равные им можно найти лишь в Стамбуле. Некоторые из выставленных произведений являются уникальными образцами византийской скульптуры, они достаточно представляют то, что вообще дошло до нас из византийской пластики. Очень рано в Берлине началось также научное исследование этих уникальных экспонатов. Боде удалось привлечь одного из луч-
(4/5)
ших знатоков византийского искусства этого времени — Оскара Вульфа — для руководства раннехристианским отделением (1899-1926).
О. Вульф родился в 1864 году в Петербурге. Получив основательное археологическое и искусствоведческое образование, он работал сначала в Русском Археологическом институте в Константинополе и за несколько лет постоянного пребывания там и многочисленных путешествий приобрёл глубокие знания во всех областях византийского искусства. В Берлине он сначала руководил организацией раннехристианских экспозиций в новом помещении музея, открытом в 1904 году. После этого, почти два десятилетия, он преимущественно посвятил себя работе по созданию большого многотомного каталога. В этой чрезвычайно трудоёмкой научной работе начиная с 1917 года принимал большое участие Вольфганг Ф. Фольбах (см. список литературы). Фольбах выпустил в 1930 году вторую часть каталога Вульфа во втором, переработанном издании; до этого он уже издал вместе с Вульфом дополнительный том к каталогу и обширный каталог коптских тканей. Второе издание первой части, к сожалению, не было закончено и опубликовано, так как Фольбах, уволенный нацистами в 1933 году из-за своих демократических убеждений, был вынужден эмигрировать.
С приходом к власти гитлеровского фашизма для раннехристианско-византийской коллекции, как и для всех других собраний Берлинских музеев, наступило время упадка. Ещё в 1936 году Вульф открыто заявил в своих мемуарах, что значило увольнение Фольбаха: «Ответственность за противоречивое и некомпетентное решение и вызванный этим упадок созданного мною отделения, этой важной области всего средневекового и немецкого искусства в Музее кайзера Фридриха, падает на нынешних руководителей собрания» (О. Wulff. Lebenswege und Forschungsziele. Baden bei Wien u.a. 1936, S. 95).
Этот упадок выразился сначала во вмешательстве в научную работу и собирательскую деятельность, а потом, с началом второй мировой войны, в закрытии экспозиции и, наконец, в уничтожении многочисленных экспонатов в конце войны; это причинило культуре человечества невосполнимый ущерб. В итоге, бывший Музей кайзера Фридриха, как и все другие здания на Острове музеев, был сильно разрушен. Часть предметов искусства хранилась ещё в подвалах и была сильно повреждена. Из числа изъятых предметов значительная часть — в большинстве случаев произведения уникальные — была уничтожена в местах хранения. Большое количество перемещённых произведений попало сначала в руки западных
(5/6)
оккупационных держав и позднее в Западный Берлин. Они до сих пор не возвращены Государственным музеям — их законному владельцу. Значительная часть раннехристианской византийской коллекции, оставшаяся в разрушенном и не пригодном для экспозиции здании, была спасена специальными частями Советской Армии и вместе с другими поврежденными экспонатами Берлинских музеев перевезена для хранения в СССР. Их возврат в 1958-1959 годах означал новый этап в истории раннехристианско-византийской коллекции. Необходимо было заново упорядочить фонды, организовать экспозиции в частично восстановленном здании музея имени Боде, создать современные хранилища.
Нацизм и его последствия, война и необходимость почти полного восстановления Берлинских музеев привели к длительному, в несколько десятилетий, перерыву в научной работе. После войны не хватало квалифицированных учёных в области византийского искусства, которые могли бы продолжить ранее начатые работы и передавать свои знания новому поколению специалистов. Лишь несколько лет назад начались систематические исследования с целью достижения современного уровня знаний в области позднеантичного и византииского искусства и издания в ближайшие годы новых научных каталогов. Эту особую ситуацию в области исследований раннехристианской византийской коллекции хотелось бы дополнить каталогом нашей выставки в Эрмитаже. Здесь экспонируется двадцать шесть византийских скульптур V-XIII веков; среди них есть немало выдающихся предметов нашей коллекции. Знакомясь с текстом каталога, нетрудно прийти к выводу о том, что почти для всех произведений настоятельно требуются тщательные монографические исследования. Как бы ни были основательны, значительны и незаменимы каталоги Вульфа и Фольбаха, они все же отражают уровень знаний лишь первой трети нашего столетия.
Поэтому в отдельных текстах каталога сознательно указывается на множество нерешённых проблем. Наше нескрываемое намерение состоит в том, чтобы советские посетители музея, коллеги по работе и все те, кто впервые имеют возможность увидеть своими глазами выдающиеся произведения византийской пластики, ознакомились с сегодняшним уровнем исследований. Где это уже возможно, в тексте приведены результаты новых разысканий и предложены для дискуссии пока без подробного обоснования.
Арне Эффенбергер
|