главная страница / библиотека / обновления библиотеки
Э.Б. ВадецкаяИнновация и культурные традиции в тагаро-таштыкских погребальных обрядах.// Преемственность и инновации в развитии древних культур. Л.: 1981. С. 57-60.
1. Значительное сходство в конструкциях погребальных сооружений и отдельных чертах обряда, прослеживающееся между памятниками татарской и таштыкской культур, привело к установлению твёрдого мнения о существовании между ними генетической связи. Однако при этом с таштыкскими сравнивают памятники не чисто тагарские, а переходного, тагаро-таштыкского этапа (II-I вв. до н.э.) — тесинские. Их хронологическая преемственность с тагарскими сомнения не вызывает, но культурная принадлежность служит предметом дискуссии: неясно, относятся они к тагарской или таштыкской культуре либо образуют особый, не только хронологический, но и культурно-исторический этап. В двух указанных случаях сопоставление тесинских памятников с таштыкскими для выявления генетической связи между тагарской и таштыкской культурами неправомерно.
2. Сопоставление погребальных памятников сарагашенского этапа безусловно тагарской культуры (IV-III вв. до н.э.) с таштыкскими свидетельствует о том, что происхождение последних связано с длительно существовавшей тагарской культурой, ибо в обрядности обеих много стереотипов, закреплённых традициями. К ним относятся конструктивные детали погребальных камер, положение и ориентировка погребённых, обычай класть в могилы не предметы, а их модели. В таштыкскую эпоху сохраняются традиционные тагарские культы животных, основные формы керамики, орнаментация украшений листовым золотом и т.д. На сарагашенском этапе зарождаются обряды, ставшие отличительной особенностью таштыкской культуры. Это обычай разводить костёр на покрытии погребальных камер, приносить на поминках в жертву лошадь и класть её шкуру в могилу, вторичное захоронение умерших уже в виде полуразложившихся трупов и костей скелетов, ингумация трупосожжения. Вторичные погребения объясняются, видимо, всё большей специализацией скотоводства уже в сарагашенское время и постепенным переходом к полукочевому образу жизни, в результате чего умерших вдали от кладбищ помещали в гробницы спустя длительное время после смерти. Однако если для тагарцев этот и вышеуказанные обряды являлись новшествами, инновацией, лишь зарождались в рамках традиционно созданной культуры, то для таштыкцев они были характерны, привычны, узаконены, что в целом значительно отличает эти культуры и оставившие их общества. Последнее в определённой степени подтвер- ждается качественным изменением орудий, набора украшений, покроя одежды, причёсок.
3. Сопоставление тесинских и таштыкских погребальных комплексов указывает на тесные связи между ними. В обоих периодах сосуществуют два различных вида погребений, согласно этническим или социальным группировкам населения. Тесинские склепы и грунтовые ямы со срубами чрезвычайно напоминают таштыкские. Несмотря на то что комплекс вещей в тесинских могилах богаче, чем в таштыкских, основной состав инвентаря и все формы керамики те же. Все наиболее характерные особенности таштыкского обряда зафиксированы в тесинских памятниках, причём неоднократно, что говорит не об их зарождении (инновации), а о широком распространении, принятии их определённым множеством людей, т.е. об их стереотипизации. К ним относятся вторичные захоронения, мумификация трупов и изготовление посмертных масок, сожжение погребальных склепов, обычай приносить в жертву преимущественно лошадей. Более редки случаи ингумации пепла и сооружения поминальников. Инновацией на тесинском этапе выступает обычай реставрировать труп, обмазывать полуистлевший череп глиной и накладывать на его лицевую часть маску, в то время как в таштыкскую эпоху трупы с масками не реставрировали, а консервировали для хранения к моменту погребения. Но обе операции над трупом (реставрация и консервация), видимо, имеют общие корни: сначала вынужденно реставрировали трупы, затем научились их консервировать для хранения. Тем самым последняя операция выступает инновацией независимого изобретения внутри тесинско-таштыкского общества степей Енисея. Это пример, когда стереотипизация инноваций выступает в форме изменившейся обрядности, связанной, очевидно, с новыми социально-экономическими факторами.
4. Поскольку наибольшие отличия, проявляющиеся в таштыкской культуре по отношению к собственно-тагарской (сарагашенский этап), широко присутствуют в тесинских памятниках, вряд ли можно видеть в последних отражение длительного переходного культурно-исторического периода, когда люди, реализуя традиционно созданную и принятую в обществе культуру, видоизменяют её, изобретая новые образцы и типы культурных механизмов. Тесинский этап, на наш взгляд, отражает не видоизменяющиеся, а уже в основном изменившиеся, качественно новые по сравнению с тагарскими обряды, тип орудий, украшений, внешний вид одежды и причёсок населения на основе, вероятно, сменившейся формы скотоводческого хозяйства и порождённых им социальных группировок. Поэтому тесинские памятники уже нельзя считать принадлежащими тагарской культуре, даже её завершающему этапу.
наверх |