● главная страница / библиотека / обновления библиотеки
[ каталог выставки ]Искусство Византии в собраниях СССР./ Каталог выставки. 1-3. М.: «Советский художник». 1977. 192+156+180 с.
[ со стр. 4 каждого тома: ]
Авторы-составители каталога
Под научной редакцией A.В. Банк и О.С. Поповой.
Автор разделов сфрагистики — старший научный сотрудник ГЭ B.С. Шандровская. Автор разделов нумизматики — старший научный сотрудник ГЭ И.В. Соколова.
В составлении каталога принимали участие сотрудники музеев и библиотек-экспонентов:
Редактор А.Н. Баранов.
Авторский коллектив благодарит А.П. Каждана за помощь, оказанную им при работе над каталогом, и Б.Л. Фонкича за сделанные им переводы с греческого.
1-я страница обложки: Ковчег (реликварий св. Димитрия). 1059-1067 гг. (№547)
[ Предисловие В.Н. Лазарева. ] ^
Выставка византийского искусства устраивается у нас впервые. Ни в дореволюционные годы, ни в годы после Октябрьской революции хотя бы небольшой выставки произведений византийского мастерства наша публика не видела (не считая музейных коллекций). Поэтому следует всячески приветствовать устройство такой выставки, которая может показать воочию, какими великими искусниками были византийцы в области живописи, мозаики, мелкой пластики, ювелирного дела, эмали и тканей (архитектура на выставке, к сожалению, отсутствует). Для эпохи средних веков византийские художники во многом являлись законодателями вкусов, и тончайшие произведения их рук особо ценились. Их мечтали приобрести и западноевропейская знать, и богатые монашеские ордена, и сербские короли, и болгарские цари, и русские князья, и грузинские и армянские цари. Они служили своего рода эталонами, на которые ориентировались и которым стремились подражать по мере сил и возможностей.
После падения римской империи и вторжения варваров очень сильно стал падать уровень ремесла. Этот процесс сопутствовал сложению нового христианского мировоззрения и соответственному изменению вкусов. Хотя на Западе в ремесленном производстве античные традиции и держались, они держались гораздо слабее, чем в Византии. Последняя выступает на протяжении всех средних веков хранительницей эллинистических традиций. Не в одних лишь ремесленных навыках мастерства, но и в образном строе. Учёные подробно изучили все те бесчисленные заимствования из античного искусства и его пережитки, которые наблюдаются в византийских миниатюрах, изделиях из слоновой кости и драгоценных металлов, фресках и мозаиках. Иногда эти заимствования поражают своей свежестью, гораздо чаще они носят засушенный, чисто внешний, формальный характер. Но, как бы там ни было, человеческая фигура, бывшая главным предметом изображения античных художников, остаётся и у византийских мастеров ведущей темой. С той только существенной оговоркой, что в ней утрачивается античный монизм, античная жизнерадостность, античная чувственность. Все творческие усилия византийских художников были направлены на то, чтобы построенную на основе античных пропорций фигуру превратить в столь одухотворённый образ, который позволил бы чувствам и мыслям верующего вознестись из «мира земного» в «мир небесный». Для этого нужна была существенная творческая переработка античного наследия, что и сделали византийские художники. Это был длительный процесс, захвативший несколько столетий и лишь к X веку завершившийся тем, что мы называем классическим византийским стилем.
В каком направлении шла переработка античного наследия? В направлении усиления спиритуалистического начала. Центр тяжести переносится со всей фигуры на лицо — средоточие духовного выражения. Сама фигура становится бестелесной, но она не утрачивает полностью объёма, сохраняет в мотивах движения и складках драпировок множество античных пережитков. Это своеобразное сочетание совсем новой одухотворённости с античной подосновой образа и составляет специфическую особенность византийского искусства. Отчасти поэтому был так широк круг его воздействия. К нему обращались и те, кто, исходя из предпосылок средневекового христианства, искал в искусстве отражение сверхчувственных идей, и те, кто хотел сохранить в человеческой фигуре пропорциональный строй и не дать ей раствориться в фантастическом орнаменте.
Можно без преувеличения сказать, что византийское искусство сыграло в эпоху средних веков огромную, ни с чем не сравнимую роль. И не только в странах, исповедовавших православную религию. Западная Европа постоянно получала импульсы из Византии. Особенно сильными они были в XII-XIII веках, когда византийские влияния помогли преодолеть романский стиль с его тяжелыми формами и обрести более гибкий художественный язык. С наибольшей наглядностью они проявили себя в Южной Италии (норманнское королевство) и в тяготевшей к Востоку Венеции. Но они распространились также на Германию, Францию, Англию и Испанию. Совсем особое значение Византия имела для славянских стран — Сербии, Болгарии, Руси. Поскольку эти страны были единоверцами Византии, постольку весь их церковный культ был теснейшим образом связан с Константинополем, оттуда постоянно приезжали церковные посольства, отдельные художники с возглавляемыми ими артелями, квалифицированные ремесленники. Поэтому объективно воссоздать ход развития искусства этих стран невозможно без учёта того, что одновременно делалось в Византии и что черпали из её искусства, а самое главное — как это заимствование перерабатывалось на местной почве, на основе местных традиций. Столь широкая амплитуда влияния византийского искусства, не говоря уже о его безотносительной эстетической ценности, делает посвящённую ему большую выставку более чем своевременной.
Посетители выставки легко убедятся в том, как тонко византийские художники чувствовали цвет, сколь искушёнными они были в ремесле, главное же, какой высочайшей одухотворённости они достигали в лучших своих произведениях. К сожалению, то, в чём византийцы были наиболее сильны — создание целостных ансамблей, в которых архитектура, живопись, скульптура, прикладные искусства, музыка и литургия сливались в единое целое — на выставке невозможно было представить. Однако всегда следует помнить об этой синтетической основе византийского искусства, иначе невозможно верное понимание его великих достижений. Недаром, согласно свидетельству летописи, прибывшие в Константинополь русские послы склонились при «выборе вер» к принятию православия: византийская церковная служба показалась им самой красивой (мы бы теперь сказали, самой зрелищной), и они не знали, находятся ли во время неё на земле или на небе.
В.Н. Лазарев
Примечания к каталогу. ^
Внутри каждого из семи разделов каталога произведения расположены в следующем порядке: живопись, миниатюра, поливные иконки, скульптура, произведения прикладного искусства, сгруппированные по материалам, сфрагистика (в этом разделе материал не обозначен: все печати выполнены из свинца), нумизматика (в этом разделе монеты группируются по времени правления императоров).
Внутри этих подразделений материал располагается в основном в хронологическом порядке; вещи не собственно византийские помещаются последними.
Описание экспонатов, проиллюстрированных в каталоге, сокращено. При новых датировках приводятся также старые (в скобках указываются их авторы). Размеры даются в сантиметрах; исключение сделано для нумизматических разделов: здесь, по традиции, размеры указаны в миллиметрах. В графе «поступление» первой приводится дата поступления памятника в то собрание, где он хранится в настоящее время. В разделе «литература» ссылки на переиздания статей помещаются под датой их первой публикации. Библиография к произведениям прикладного искусства дана выборочно.
В группах памятников, выставляемых под одним каталожным номером, сведения, относящиеся ко всей группе в целом, даются в начале каталожной статьи. Принятые сокращения. ^
ап. — апостолВ. — высотаВыст. — выставкиД. — диаметрДл. — длинаев. — евангелистКат.с. — страница каталога указанной выставкил. — листЛ. — лицевая сторонаЛит. — литературанб. — наибольшийнм. — наименьшийО. — оборотная сторонаПост. — поступлениеСобр. — собраниеСохр. — сохранностьШ. — ширинаНазвания учреждений и организации, даваемые сокращённо. ^
АН — Академия наукБАН — Библиотека Академии наукВПНРК — Всесоюзный производственно-научный реставрационный комбинатВЦНИЛКР — Всесоюзная центральная научно-исследовательская лаборатория по консервации и реставрации памятников искусстваГАИМК — Государственная академия истории материальной культурыГБЛ — Государственная библиотека СССР имени В.И. ЛенинаГИМ — Государственный Исторический музейГМИИ — Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. ПушкинаГПБ — Государственная Публичная библиотека имени М.Е. Салтыкова-ЩедринаГРМ — Государственный Русский музейГТГ — Государственная Третьяковская галереяГЭ — Государственный ЭрмитажЗИХМ — Загорский историко-художественный музей-заповедникКМЗ и ВИ — Киевский музей западного и восточного искусстваМК — Государственные музеи Московского КремляНМ — Новгородский государственный объединённый историко-архитектурный и художественный музей-заповедникРАИК — Русский археологический институт в КонстантинополеРАНИОН — Российская ассоциация научно-исследовательских институтов общественных наукРАО — Русское археологическое обществоХМ — Херсонесский историко-археологический музейЦГРМ — Центральные государственные реставрационные мастерские
* Титулы перечислены в порядке уменьшения значимости.
Таблица номиналов византийских монет IV-XV вв. ^
наверх |