● главная страница / библиотека / обновления библиотеки

Н.И. Брунов. Памятники Афинского Акрополя. Парфенон и Эрехтейон. М.: «Искусство». 1973. Н.И. Брунов

Памятники Афинского Акрополя.
Парфенон и Эрехтейон.

// М.: «Искусство». 1973. 176 с., 32 л.илл.

 

Оглавление

 

Глава первая. Греция и Афины в V веке до н.э. — 5

Глава вторая. Греческая культура середины V века до н.э. — 16

Глава третья. Парфенон. — 26

1. Назначение Парфенона. — 27

2. Строительный материал и архитектурные конструкции Парфенона. — 31

3. Архитектурно-художественная композиция Парфенона. — 37

Смысл и значение расчленения архитектурной массы Парфенона. — 39

Отношение расчленения Парфенона к фигуре человека. — 42

Интерпретация строительного материала архитекторами Парфенона. — 47

Компактность и расчленённость объёма Парфенона. — 52

Геометричность и органичность массы Парфенона. — 53

Замкнутость и открытый характер наружной массы Парфенона. — 56

Единство наружного объёма Парфенона. — 58

Масштаб Парфенона. — 64

Идейное содержание Парфенона. — 70

Глава четвёртая. Эрехтейон. — 89

1. Эрехтейон с дальней точки. — 89

2. Эрехтейон с верхней площадки Акрополя. — 91

3. Основной нерв архитектурно-художественной композиции Эрехтейона. — 94

4. Непрерывная смена архитектурных картин Эрехтейона. — 100

Понятие архитектурной картины. — 100

Первая архитектурная картина Эрехтейона. — 103

Пересечение форм и преднамеренная неясность композиции. — 104

Асимметрия. — 107

Пространственность первой архитектурной картины Эрехтейона. — 108

Равновесие асимметричных частей. — 110

Линейный ритм, динамика и общий характер первой архитектурной картины Эрехтейона. — 112

Взаимоотношение первой архитектурной картины Эрехтейона и реального здания. — 115

Открытый характер первой архитектурной картины Эрехтейона. — 116

Переход между первой и второй архитектурными картинами Эрехтейона. — 117

Портик кариатид. — 117

Южная стена. — 124

Комплекс архитектурных картин, связанных со второй архитектурной картиной Эрехтейона. — 128

Точка зрения против восточной стороны Эрехтейона. — 132

Части Эрехтейона, расположенные внизу. — 135

Глава пятая. Афины в период постройки Эрехтейона. — 144

 

Заключение. — 167

Литература. — 168

Список иллюстраций. — 172-174

 


 

Заключение.   ^

 

Анализ архитектурной композиции Парфенона и Эрехтейона приводит к некоторым существенным выводам.

 

Разбор основных особенностей Парфенона выявляет глубокие связи, которые это наиболее выдающееся произведение классической греческой архитектуры обнаруживает с памятниками архитектуры древнего Востока. Подобно последним Парфенон представляет собой монументальное произведение, проникнутое сочной, образной народной фантастикой. Именно в этом отношении он отличается от рационализированной западноевропейской архитектуры, в особенности начиная с Ренессанса, несмотря на то, что классический греческий архитектурный ордер определяющим образом повлиял на последнюю.

 

Наиболее существенный вывод, который можно сделать из анализа архитектуры Парфенона и Эрехтейона, заключается в утверждении, что различие архитектурной композиции этих двух зданий обусловлено историческим развитием классической греческой архитектуры и что Эрехтейон не мог быть в силу основных особенностей его архитектуры порожден временем Перикла, создавшим Парфенон.

 

Сравнение Парфенона и Эрехтейона позволяет проследить развитие греческой архитектуры во второй половине V в. до н.э. Изучение этого развития особенно важно потому, что оба здания отделены друг от друга промежутком времени всего только в тридцать пять лет и что они созданы одним и тем же кругом заказчиков и архитекторов в одном городе и даже на одном и том же месте. Перед нами ярчайший пример изменения архитектурной композиции в зависимости от изменившихся исторических условий.

 

Развитие классического греческого зодчества от Парфенона до Эрехтейона представляет исключительный интерес многими своими сторонами. Среди них следует выделить переход от глубоко идейной архитектуры Парфенона к архитектуре Эрехтейона, в которой доминирующую роль играют чисто художественные моменты. Вместе с тем это — переход от объективного образа, противопоставленного человеку, к архитектуре, в которой композиция рассчитана на субъективное воздействие на зрителя. Парфенон противостоит обыденной жизни города. Эрехтейон с ней сливается. В Парфеноне перед нами статическая объёмная композиция, в Эрехтейоне — композиция пространственная и динамическая. Периптеральный архитектурный тип Парфенона существовал и совершенствовался в течение столетий, в Эрехтейоне появилось ярко выраженное новое и небывалое.

 

Вёльфлин и сторонники циклической теории развития архитектуры утверждали, что античное зодчество развивалось на основе тех же закономерностей, что и эволюция Ренессанса к барокко. На самом деле переход классической греческой архитектуры от Парфенона к Эрехтейону шёл другими путями, обнаруживая особые закономерности, присущие античной архитектуре, порождённой рабовладельческим строем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки