главная страница / библиотека / обновления библиотеки
М.П. ЗавитухинаИзображение лося на раннетагарских бронзовых ножах.// Бронзовый и железный век Сибири. / Материалы по истории Сибири. Древняя Сибирь. Вып. 4. Новосибирск: 1974. С. 74-76.
В искусстве племён Среднего Енисея изображения лося встречаются с древнейших времён. В течение тысячелетий менялись смысл и значение образа, характер изображений, но интерес к этому могучему зверю оставался неизменным.
Скульптурные изображения лосей из кости, найденные И.Т. Савенковым в неолитическом погребении у с. Базаиха под Красноярском, до сих пор поражают выразительностью, правдивостью передачи образа. Они были рассмотрены в широком плане А.П. Окладниковым, определившим исключительную роль лося в неолитическом искусстве и в мировоззрении древнего человека. [1]
В карасукскую эпоху появляются первые художественные изделия из бронзы, которые трактованы также реалистически. Изображения лося в это время редки. Известен лишь один бронзовый нож из с. Марьясова Ужурского района, рукоять которого украшена головой лося. [2]
На первых этапах тагарской культуры изображения лося встречаются чаще. К этому времени относятся бронзовые ножи, которые публикуются нами. Их особая ценность состоит в том, что происходят они не из случайных собраний, как большинство изделий минусинской художественной бронзы, а найдены в погребениях в комплексе с другими предметами.
Один нож (рис. 1, 1) обнаружен в могильнике у Подгорного озера близ с. Батени при раскопках С.А. Теплоухова в 1929 г., [3] второй нож (см. рис. 1, 2) найден мною в 1965 г. в могильнике Кичик-Кюзюр. [4]
Высота фигурки зверя на первом ноже 2,7 см, длина 2 см, толщина 0,4 см. Она выполнена объёмно, ноги переданы двусторонним рельефом. Общие контуры головы животного, горбоносая морда с тяжелой нижней губой позволяют узнать лося. Возможно, мастер изобразил лосёнка с присущими этому возрасту большой головой, коротким туловищем и шеей, длинными ногами. У зверя большие глаза, насторожённые маленькие ушки, крупный рот с большими мягкими губами.
Фигурка вылеплена очень тщательно. Лосёнок как бы стоит «на цыпочках», весь сжался и кажется к чему-то прислушивается. Голова его втянута в плечи, но короткая и широкая, не очень толстая шея не потеряла от этого грациозности. Неловкие угловатые плечи, чуть сгорбленная Рис. 1. Бронзовые ножи с изображением лося.
спинка, поджатый зад, готовые к прыжку слегка согнутые ноги — всёе это передаёт трепет жизни животного.
Нож отлит в двустворчатой форме, от которой сохранились следы литейных швов на фигурке. Голова и туловище животного после отливки подправлены чеканом.
Вторая фигурка уступает первой по мастерству исполнения. Высота её 2,8 см, длина 2,1 см, толщина 0,4 см. Фигурка выполнена грубее, почти эскизно.
К сожалению, изображение пострадало при отливке. Контур живота нарушен при исправлении литейного дефекта чеканом.
Как тот, так и другой нож отлиты из мышьяковистой бронзы, которая использовалась в литейном производстве енисейских племён на первых двух этапах тагарской культуры (VII-V вв. до н.э.). Сделанный В.И. Сидоровым (лаборатория ЛО ИА АН СССР) спектральный анализ выявил большую чистоту сплава и повышенное содержание никеля:
Изображения лосей выполнены по разным моделям и разными мастерами, но, несомненно, в едином стиле раннетагарского искусства (рис. 2). В одной манере трактованы голова, шея, туловище, одинакова поза животных. Одним и тем же условно-декоративным приёмом изображены глаза в виде углубления, окружённого валиком. Характерный для лося выпуклый лоб образован соединёнными между собой полукружиями глаз. Этот приём позволил немногими скупыми средствами добиться выразительности. Уши животных разделены. На современных им фигурках, где изображены рога, последние также разделены между собой. Общими являются приёмы членения туловища. Плечо выделено треугольником, вершиной обращённым к верху и с закруглённым основанием. Бедро сделано округлым. Живот отделён от плеча и бедра чеканными желобками.
Ноги лосей выполнены невысоким рельефом на обеих плоскостях рукояти ножа. В изображении ног отчётливо прослеживаются две манеры. У первой фигурки видны даже суставы и копыта, в то время как в изображении ног второй фигурки намечается отход от реальных форм к геометризации. Членение ног передано треугольными вырезами. Следует подчеркнуть, что обе традиции в изображении ног животного существовали одновременно. [5]
Манеру исполнения лося на первом ноже отмечает более тонкая и изысканная стилизация, благодаря которой создан красивый и ритмичный образ. Характерна поза животного, стоящего на выпрямленных ногах с опущенными вниз копытами («на цыпочках»). Она умело применена к форме ножа. Образованное ногами отверстие предназначалось для подвешивания орудия к поясу. Изображения животных в подобной позе известны на широкой территории. [6] Они украшают ножи и предметы вооружения, навершия, бляхи, зеркала. Круг изображаемых животных ограничивался копытными, среди которых первое место занимал олень, реже встречаются лось, горный козёл, кабан и кулан. Представленные в этой позе животные (кроме кабана и кулана) изображались с поднятой головой и приподнятой задней частью туловища.
Больше всего такого типа изображений найдено в Минусинской котловине. Отсюда происходят одиночные объёмные фигурки, которые, подобно описанным выше лосям, украшали навершия ножей и кинжалов, [7] а также групповые барельефные изображения животных на рукоятях ножей. Животные стоят одно над другим в характерной позе. [8]
В искусстве енисейских племён подобная поза наряду со стилистической манерой изображения животных является определённым хронологическим признаком – VII-V вв. до н.э. Более точную датировку дают
Рис. 2. Изображение лосей – детали рис. 1.
тип ножа, погребальный обряд и инвентарь тех курганов, где найдены ножи. Оба курганных могильника расположены в степной прибрежной полосе Енисея (Подгорновский могильник в 50 км севернее Кичик-Кюзюрского). Курганы имеют небольшую насыпь, в основании которой сооружена прямоугольная ограда с высокими камнями по углам. Стены могильной ямы укреплялись каменными плитами и обкладывались изнутри деревом. Нож из Подгорновского могильника найден в могиле женщины, ориентированной головой на юго-запад. [9] Кроме него найдены бронзовые шило и полусферическая бляшка, костяная пластинка от гребня с изображением животного, глиняный сосуд. Нож из Кичик-Кюзюра обнаружен в парном погребении мужчины и женщины при женском скелете, который лежал у юго-восточной стенки могилы. Голова женщины ориентирована на северо-восток. При погребении, кроме того, найдены бронзовое шило в одном футляре с ножом, бронзовые пронизки, литые биконические бусы и глиняный кувшин.
Устройство оград и могил, их вещевые комплексы типичны для подгорновского этапа тагарской культуры (VI-V вв. до н.э.).
Интерес представляет связь бронзовых фигурок с резными скульптурами из Базаихи. Оформление головы животного, изображение глаз выпуклостями, которые, соединяясь между собой, образуют характерный высокий лоб лося, обрамление рта рельефным валиком одинаковы для скульптур, вырезанных из кости и отлитых в металле. Всё это говорит о большой живучести традиций и приёмов в искусстве. Сложившееся в начале тагарской эпохи искусство звериного стиля имело глубокие местные корни.
[1] А.П. Окладников. Неолит и бронзовый век Прибайкалья. МИА, 1950, №18, стр. 280-336.[2] В.П. Левашева. Из далёкого прошлого южной части Красноярского края. Красноярск, 1939, стр. 21, рис. 6.[3] Нож экспонировался на выставке в Японии в 1964 г. Каталог. «Росиа хикко дэн» («Выставка сокровищ из России»). 1964 (на японском языке), рис. 40; Эрмитаж, колл. 5138/20.[4] М.П. Завитухина. Раскопки могильника в урочище Кичик-Кюзюр. «Археологические открытия 1965 г.». М., 1966, стр. 16-17.[5] Бронзовые ножи и кинжал из могильников: Гришкин лог 1 (Г.А. Максименков, 1960), Подгорное озеро (С.А. Теплоухов, 1926; Г.А. Максименков, 1961), Малые Копёны 4 (Л.П. Зяблин, 1963).[6] Н.Л. Членова. Скифский олень. МИА, 1962, №115, табл.
|