[ каталог выставки ]
Сокровища гробницы Тутанхамона.
// М.: «Советский художник». 1974. 20+40+20 с.
(см. также издания 1973 года: большого и малого формата)
Каталог составлен академиком Б.Б. Пиотровским
при участии Н.Б. Ланда и И.А. Лапис.
Содержание (в издании нет)
[далее страницы не пронумерованы]
[Цветные иллюстрации — 20-60]
Каталог [Кат. 1-50]. — 61-80
(/7)
[Б.Б. Пиотровский. Вступительная статья.] ^
26 ноября 1922 года археолог Говард Картер стоял перед замурованной стеной, преграждавшей обнаруженный им в скале коридор. Глиняная обмазка стены была сплошь покрыта оттисками печатей царского некрополя, на которых был изображён лежащий шакал и девять пленников, а также печатей с именем фараона Тутанхамона *. [сноска: * Написание древнеегипетских имён дано по Большой Советской Энциклопедии.] Картер пробил в верхней части замурованного проёма отверстие, просунул туда свечу и стал вглядываться в темноту. Лорд Карнарвон, на средства которого велись раскопки, с волнением спросил: «Вы что-нибудь видите?» — и получил в ответ: «Да, чудесные вещи!»
Так в своей книге описал Картер момент свершения крупнейшего события в мировой археологии — открытие гробницы Тутанхамона, фараона XVIII династии Древнего Египта. Гробницы египетских фараонов Нового царства были высечены в скалах ущелья, называемого ныне «Долиной царей», на левом берегу Нила, напротив города Луксора.
На месте Луксора в древности был город Фивы, ставший во времена Нового царства столицей Египта; и до сего дня сохранились, в реставрированном виде, два величественных фиванских храма: Карнакский и Луксорский, великолепные образцы древнеегипетского зодчества.
На западном берегу Нила, согласно древней традиции египтян, находились гробницы царей, цариц и знатных людей, а также храмы, среди которых выделяются храмы царицы Хатшепсут (в ущелье Дейр-эль-Бахри), Рамсеса II (Рамессеум) и Рамсеса III (Мединет-Абу). Ниже этого ряда храмов стоял храм Аменхотепа III, от него сохранились две громадные статуи фараона, так называемые «колоссы Мемнона», некогда украшавшие вход в храм. Здесь же были обнаружены и два сфинкса, перевезённые в 1832 году в Петербург и установленные на берегу Невы, у Академии Художеств.
В скалах предгорья располагались многочисленные гробницы приближённых к царскому двору, а выше, в мрачном и труднодоступном ущелье, «Долине царей», был устроен царский некрополь, место погребения знаменитых могущественных владык Древнего Египта.
Рассказы о «Долине царей» приводились в описаниях путешественников по Египту уже в XVIII веке, но археологические исследования царских гробниц начались лишь в первой четверти XIX века.
Могилы фараонов были высечены в скале, имели длинные коридоры с росписями магического значения, связанными с заупокойным культом, различные помещения, посвящённые египетским богам, и, наконец, погребальную камеру, вход в которую был замурован.
Древнеегипетское деспотическое государство силой идеологии и, в первую очередь, религией поддерживало царскую власть, возвеличивало фараона. Особенно грандиозные церемонии устраивались при вступлении царя на престол, во время периодических праздников «сед», связанных с объединением
(7/8)
Египта и датами правления, сложными церемониями были обставлены также похороны фараона.
По религиозным представлениям, царь, неограниченный владыка при жизни, обожествлялся после смерти, принимал образ бога Осириса, владыки загробного мира, бога плодородия и воскресения. Обряд царского погребения был особенно пышным; из драгоценного металла изготовлялись высокохудожественные саркофаги для царской мумии, вкладывавшиеся один в другой, которые под золочёными наосами устанавливались в месте погребения. Участники погребальной процессии несли золотые или позолоченные статуи богов и самого царя, статую бога Анубиса, владыки некрополя, изображавшегося в виде лежащего шакала, везли ящик с четырьмя драгоценными сосудами, в которых хранились внутренности погребённого и ящики с «ушебти», фигурками людей, которые должны были заменять покойного на работах в загробной жизни. Участники процессии несли также многочисленные, богато украшенные ящики с драгоценностями, одеждой, предметами обихода и пищей, которые по религиозным представлениям нужны были погребённому царю в потустороннем мире. Трудно себе представить, какие несметные богатства и предметы роскоши из царских сокровищниц скоплялись в гробнице фараона.
В Древнем царстве, в III тысячелетии до н.э., для могилы фараона возводились колоссальные каменные сооружения — пирамиды, поражающие и ныне людей своим величием, грандиозностью и тем количеством труда, который был затрачен на их постройку. Но со временем форма царских погребальных памятников менялась.
Деспотическое государство Древнего Египта не было прочным, до Нового царства два раза власть фараонов падала, страна распадалась на отдельные княжества, и централизованное государство приходилось организовывать заново. В смутные времена царские погребения подвергались разграблению, и фараоны Нового царства перестали строить пирамиды, а свои могилы устраивали в труднодоступных местах. Возвеличивание фараонов перешло в храмы, и на их стенах изображались царские подвиги, причём фигура царя по размеру значительно превышала фигуры других людей и придворных, а изображённые эпизоды были близки к подвигам мифических героев.
Но и в мрачной, уединённой «Долине царей» гробницы земных владык не были в безопасности, их нередко грабили, и до нас дошли письменные рассказы о восстановлении царских гробниц, кощунственном ограблении захоронений; а документы XX династии содержат подробные сведения, своего рода протоколы допросов грабителей царского некрополя. Мумии знаменитых фараонов не раз переносились жрецами из их могил. Так, при раскопках гробницы Аменхотепа II в 1898 году в ней было обнаружено тринадцать мумий других царей, а ещё раньше, в 1881 году, из тайника в ущелье Дейр-эль-Бахри были извлечены сложенные там жрецами некрополя мумии знаменитых фараонов и среди них останки Тутмоса III и Рамсеса II.
Ненадёжной была охрана кладбища фараонов в древности, и не всегда был оправдан труд археологов, работавших в «Долине царей», так как все гробницы были в значительной
(8/9)
мере разграблены. К 1914 году казалось, что царский некрополь уже полностью исследован и дальнейшие раскопки результатов не дадут. Но именно в 1914 году лорд Карнарвон получил от египетского правительства концессию на раскопки в «Долине царей», которые и поручил археологу Картеру. В «Долине царей» были известны отдельные предметы с надписями фараона Тутанхамона (Небхепрура) как из тайника, так и из случайных находок, и Картер был уверен, что могила этого царя ещё не обнаружена. Им была предпринята грандиозная работа по очистке от щебня одного из участков некрополя, ниже гробницы Рамсеса VI, и эта работа увенчалась успехом. Под щебнем и остатками хижин рабочих, сооружавших гробницу Рамсеса VI, были открыты ступеньки лестницы, ведущей к неизвестной гробнице. После первого замурованного проёма открылся коридор длиной в 7 м 60 см, забитый щебнем. Убрав этот щебень, археологи оказались у второй, также опечатанной стены, преграждавшей путь в саму гробницу. Через пролом в этой стене Картер и увидел «чудесные вещи».
*
Когда археологи вошли в первую комнату гробницы, то обнаружили в ней большое количество нагромождённых друг на друга разных предметов. Напротив входа стояли три больших позолоченных ложа, украшенных головами животных. На них, под ними и около них в беспорядке лежали и стояли роскошные богато украшенные кресла, табуреты, разобранная колесница, сундуки для различной утвари и одежды, деревянные футляры с пищей. Особенно обратил на себя внимание деревянный ларец с пёстрой росписью, изображающей сцены битв Тутанхамона с сирийцами и нубийцами, а также охоту на львов и газелей. Восхищение вызвало великолепное деревянное кресло, покрытое листовым золотом с инкрустацией из разноцветного стекла и фаянса. На спинке трона был изображён сидящий фараон со стоящей перед ним супругой.
Но археологов особенно интересовала и волновала замурованная стена с большим количеством оттиснутых печатей, преграждавшая путь в погребальную камеру. Около нее, с двух сторон, стояли крупные (высотой 1,92 м) статуи фараона, как бы охранявшие проход в главное помещение (кат. №3). По нарушенной и вновь опечатанной обмазке стены, по тому беспорядку, который царил в первом помещении, можно было заключить, что в древности в ней побывали воры, они перерыли ящики, но смогли унести с собой лишь небольшие по размеру, но весьма драгоценные предметы. Судя по печатям на заделанных проёмах, попытка ограбления гробницы была совершена вскоре после похорон царя.
В передней комнате оказалось так много предметов, что её разборка заняла целый археологический сезон, а на исследование всей гробницы ушло пять лет.
Гробница Тутанхамона состояла из передней, небольшой кладовой, примыкавшей к её северной стене, и погребального покоя, за которым находилось ещё одно помещение, условно названное археологами «сокровищницей».
(9/10)
Грабители побывали во всех помещениях, всё перерыли, навели беспорядок, многое унесли, но царское захоронение не тронули.
По расположению предметов в этих четырёх помещениях можно проследить погребальный ритуал, изображённый как в росписях некоторых гробниц, так и на папирусах. Предметы, которые несли в погребальной процессии, были сложены в дальней от входа комнате, в так называемой «сокровищнице».
Мумию царя и предметы погребального ритуала, так же как и людей, перевозили с восточного берега на западный на многочисленных парусных и весельных лодках. Так как их поместить в гробницу не было возможности, то они были заменены восемнадцатью точно выполненными моделями лодок. За царским катафалком несли статуи богов и погребённого, а также символы и предметы, необходимые для погребения. В дверном проёме последней комнаты стоял большой переносной ящик, покрытый листовым золотом, на котором была помещена фигура лежащего шакала — изображение бога Анубиса. Подобные ящики постоянно несли во главе погребальной процессии.
В двадцати двух запечатанных ларцах находились тридцать две большие деревянные позолоченные статуэтки богов и семь фигурок фараона. Царь изображён в коронах Верхнего и Нижнего Египта, стоящим с копьём на лодке или на леопарде (№№6-9).
В центре комнаты находился покрытый листовым золотом и рельефно украшенный наос, четыре стены которого охранялись четырьмя фигурками богинь с распростёртыми руками. Внутри него оказался второй, алебастровый, ящик, также с фигурками этих же богинь. Он имел четыре углублённых отделения, закрытых каменными крышками с портретными изображениями фараона (№13), где помещались четыре небольшие золотые модели царского гроба, в которых хранились внутренности погребённого, вынутые при бальзамировании (№12). Обычно для этого употреблялись каменные сосуды с крышками в виде изваяний голов «четырёх сыновей бога Гора» (человека, павиана, шакала и сокола).
В многочисленных деревянных ларцах было сложено 413 разнообразных фигурок, так называемых «ушебти», которые обычно рассматриваются как магические фигурки, сопровождающие погребённого в потусторонний мир. В могиле Тутанхамона большинство фигурок великолепной работы изображали самого царя в разных коронах и головных уборах, с атрибутами царской власти. Фигурки были изготовлены из дерева, позолочены и раскрашены (№№14, 15), а также из кварцита, алебастра, гранита и глины, покрытой синей, фиолетовой и белой поливой. На шести фигурках оказались посвятительные надписи известных чиновников Миннахта и Маи. Надписи позволяют нам предположить, что «ушебти» подносились при погребении разными лицами, чем и объясняется поразительное их разнообразие. В гробницах VI династии, в Асуане, такими подношениями были сосуды с плодами, на которых выписывались имена тех, кто эти сосуды приносил.
(10/11)
Кроме фигурок «ушебти», царский писец Маи преподнёс при погребении деревянную статуэтку, изображающую Тутанхамона лежащим на погребальном ложе (№16).
У северной стены стояли шесть сундуков-ларей, печати которых были сорваны, содержимое перерыто, а некоторые драгоценные предметы, видимо, унесены.
На ящиках с «ушебти» лежали модели трёх антропоидных гробиков, вложенных один в другой, с загадочным содержимым. Во втором гробике была обнаружена миниатюрная золотая статуэтка фараона Аменхотепа III (№11), а в третьем, внутреннем, с надписью, называющей царицу Тию, — прядь женских волос. По-видимому, в погребении Тутанхамона были помещены реликвии, связанные с предками царя.
Погребальная комната была украшена росписями, изображающими перевозку мумии царя, магические обряды и фигуры духов в образе обезьян, которые должны были помочь умершему в странствовании на пути к загробному слиянию с богами. Всё помещение было занято огромным деревянным, покрытым листовым золотом ящиком-балдахином (5×3,3 м; высота 2,73 м), украшенным пластинками из синего фаянса. Внутри этого ящика было ещё три ему подобных, также золочёных. Дверь второго из них была опечатана печатью некрополя. На их стенках, покрытых листовым золотом, помещены магические изображения, которые в гробницах фараонов XIX династии были перенесены в росписи на стенах. После разбора этих четырёх сооружений был обнаружен крупный саркофаг из кварцита прекрасной работы, с фигурами четырёх богинь-охранительниц по углам, и в этом каменном саркофаге находились ещё три антропоидных гроба, вставленные один в другой. Первый из них был покрыт золотым листом, украшен инкрустациями из цветного стекла и фаянса, а лицо царя и руки были отлиты из золота. В нём находился второй гроб, также покрытый золотом, но ещё богаче украшенный инкрустациями фаянсом, имитировавшим яшму, лазурит и бирюзу. Царская мумия лежала в третьем гробу, целиком изготовленном из золота, с гравированными изображениями и надписями, подобными помещённым на предыдущих. В ногах изображены крылатые фигуры богинь Исиды и Нефтиды, а у пояса — рельефные изображения грифа и змеи — богинь Нехебт и Буто.
Разборка саркофагов была затруднена тем, что при погребении они были обильно залиты благовониями, превратившимися со временем в твёрдую тёмную массу. Между саркофагами были обнаружены остатки савана и гирлянды хорошо сохранившихся цветов.
Мумия царя, лежащая в третьем антропоидном гробу, имела массивную золотую портретную маску молодого фараона, в которой сочетаются богатство, роскошь и красота (№17). Она по праву занимает центральное место на выставке.
При освобождении мумии от пелен обнаружено большое число украшений и амулетов, на самой мумии было также много браслетов, колец, подвесок, представляющих собой выдающиеся произведения древнеегипетского ювелирного искусства. У пояса фараона оказались два кинжала, первый из них целиком
(11/12)
золотой, украшенный зернью и цветной инкрустацией (№25). Второй — из железа и имеет золотую рукоятку с навершием из горного хрусталя, также украшенную инкрустацией из цветного фаянса. Ножны кинжалов золотые, украшенные тонкой орнаментацией и сценами нападения охотничьих собак на диких быков и газелей.
Между стенами ящиков и в узком проходе, оставшемся после их установки, было обнаружено много роскошных предметов, среди которых выделяются великолепные вазы из прозрачного алебастра, разной формы, часто очень сложной. В разных помещениях гробницы были найдены золотые с инкрустацией символы царской власти (пастушеский посох и бич), опахало с изображением охоты на страусов, бронзовая труба в золотой оправе, царские луки (№№18, 21, 22, 24). Не случайно большинство из обнаруженных предметов искусства требуют оценки в превосходной степени, и в правоте этой оценки посетители выставки могут убедиться сами.
Первая комната и примыкающая к ней небольшая кладовая были заняты предметами, перенесёнными в могилу из царской сокровищницы и дворцовых кладовых. Наряду с художественной мебелью, многие образцы которой стали теперь хорошо известны как выдающиеся произведения древнеегипетского искусства, здесь находились и игральные доски, одна из них, установленная на полозья, была украшена золотом (№46). В сундуках лежали луки со стрелами, пращи для метания камней, бумеранги (№23). Отдельно были сложены восемь щитов, четыре из них боевые, обтянутые шкурами гепарда и антилопы, а другие четыре — церемониальные, необычной формы, украшенные сквозной резьбой и позолоченные. На двух из них фараон в образе льва и воина поражает врагов. В гробнице Менра, одного из придворных XVIII династии, на росписи стены показаны предметы, предназначенные для помещения в его могилу. Там изображено много оружия и щиты иной, обычной формы, отличающиеся от обнаруженных в кладовой гробницы Тутанхамона.
У северной стены кладовой стояло около сорока сосудов, наполненных вином, о сортах которого мы можем судить по сохранившимся на сосудах надписям, и сто шестнадцать корзин с различными фруктами. Мясная пища была помещена в передней комнате.
Все предметы из гробницы Тутанхамона были перевезены в Каирский музей, и большинство их выставлено в двух галереях и одной изолированной комнате. В гробнице в «Долине царей» остался каменный саркофаг и один из золотых антропоидных саркофагов с мумией фараона.
***
История древнеегипетского государства, образовавшегося на рубеже IV и III тысячелетий до н.э., богата событиями. Бывали времена большого культурного и политического подъёма, но бывали и времена упадка. Два раза, в XXIII-XXI вв. до н.э. и в XVIII-XVI вв. до н.э. деспотическая власть фараонов распадалась, и централизованное государство приходилось создавать заново. Соответственно этому три большие эпохи египет-
(12/13)
ского государства, разделённые периодами упадка, называют Древним, Средним и Новым царством Египта.
Тутанхамон принадлежал к Новому царству, к XVIII династии египетских фараонов, с которой, после изгнания гиксосов, вторгшихся в Египет в смутное время, начинается наивысший подъём египетского государства (в XVI-XIII вв. до н.э.), ставшего мировой империей древнего мира.
На всём протяжении истории Древнего Египта чувствовалась борьба царской власти с отдельными областями страны, так называемыми «номами», которые сохраняли свои особенности и располагались по Нилу, с севера на юг, образуя как бы цепочку из отдельных звеньев. Нарушение цельности этой цепочки приводило к нарушению единства государства, к потере централизации. Поэтому со времени I династии и до последней династии фараонов большое значение имел периодический праздник «сед», праздник царского престола и объединения Верхнего и Нижнего Египта. Каждый подъём царской династии был связан с войной, с захватом у соседей материальных ценностей, в первую очередь скота и золота. Военная добыча становится важнейшим фактором развития экономики Египта, значительно раздвинувшего свои границы на северо-востоке, в Передней Азии и на юге, в Нубии.
Фараон Тутмос III совершил около пятнадцати походов в Сирию, Палестину и Переднюю Азию. На стене Карнакского храма он повелел поместить свою летопись, рассказывающую о походах в Палестину и Сирию, в которой подробно описано взятие города Мегиддо, семь месяцев выдерживавшего осаду египетских войск. После капитуляции города фараон отпустил по домам «на ослах» триста тридцать вождей вражеских ему племён, обещавших быть верными египетскому государству. Тутмос III заставил митаннийского и ассирийского царей и правителей многочисленных сирийских мелких государств признать свою власть. На стенах Карнакского храма он приказал изобразить диковинные растения и животных, вывезенных в долину Нила для акклиматизации.
На юге была окончательно подчинена Нубия, и оттуда, из рудников пустыни, расположенных между Нилом и Красным морем, доставлялось громадное количество золота. Город Фивы со времени XVIII династии приобрёл особое значение как столица Египта, а бог Амон стал главным богом египетского пантеона. В фиванском некрополе, в гробнице Пуимра, царского сановника, изображено принесение иностранными князьями громадного количества золота, около 3339 килограммов, и передача его в сокровищницу храма Амона. Египет владел путями не только на юге до Сомали, но и связывающими северо-восточную Африку с Передней Азией и Средиземноморьем (Кипр, Крит).
Преемники Тутмоса III — Аменхотеп II и Тутмос IV — продолжали военную политику, начатую фараоном XVIII династии, и значительно подняли международный престиж Египта. Возвеличивание царя раньше было тесно связано с его обожествлением, теперь же царь, кроме того, выступал как герой и силач, свершавший сверхъестественные подвиги. Именно такими были легенды о личной храбрости и силе Аменхотепа II. При
(13/14)
нём Нубия до четвёртого порога была присоединена к Египту, так же как и часть Сирии, а египетские войска вторгались в страну Митанни, господствовавшую в Передней Азии.
Во времена Аменхотепа III (1455-1419 гг. до н.э.) политика Египта по отношению к соседним странам, особенно переднеазиатским, значительно изменилась, с их правителями были установлены дипломатические отношения, и для укрепления мирных связей стали заключаться браки египетских фараонов с иноземными принцессами, которые иногда занимали даже положение главной жены. Такой, вероятно, была царица Тия; на памятных амулетах в виде жуков (скарабеев), которые служили своего рода наградой, рассказывалось об этой женщине, так же как о прибытии в Фивы митаннийской царевны.
В 1887 году в Египте (в Эль-Амарне), в развалинах одного из домов, вероятно, царской канцелярии по иностранным делам, было найдено свыше четырёхсот глиняных табличек с текстами, выполненными клинописью. Таблички оказались письмами сирийских и переднеазиатских царей и князей, а на некоторых из них имелись пометки египетских писцов, указывающие, кому письма принадлежат. Эта счастливая находка, разошедшаяся по разным музеям, показывает широкие международные связи Египта. Две таблички из «Эль-Амарнского архива», хранящиеся в Каирском музее, представлены на нашей выставке (№№1, 2).
Корреспондентами египетских фараонов были цари Вавилона, Ассирии, Митанни и Хеттского государства. Они налаживают связь с двором фараона, посылают и просят богатые подарки, пытаются установить брачные связи, сообщают опись приданого, рассказывают о событиях в их государстве. Царь Аляшии (Кипра) в своём письме просит не препятствовать торговле его купцов. Но особенно поразительны письма мелких князей Палестины и Сирии, полные подобострастия и самоуничижения. Некоторые из них начинаются словами: «Я, прах ног твоих, под сандалиями моего господина… семь и семь раз падаю ниц на землю, на грудь и спину».
Понятно, что и в искусстве этих княжеств было очень сильно подражание египетскому искусству, и мы знаем, что нубийские художники создавали художественные произведения, где изображали нубийцев, подчинённых фараону, в позе связанных пленных.
В жизни Древнего Египта со вступлением на престол фараона Аменхотепа IV, сына царицы Тии, которую он часто изображал на своих рельефах, произошли важные события. Вступив в конфликт с землевладельческой и военной знатью и с фиванским жречеством, он государственной реформе придал вид религиозной и объявил своим богом Атона — Солнце, который во всем заменил Амона. Даже имя своё Аменхотеп, связанное с именем фиванского бога, изменил на новое — Эхнатон, а столицу свою перенёс на новое место (современное селение Эль-Амарна) и назвал её Ахетатоном. Там и был найден архив клинописных табличек, документирующий широкие связи со странами Средиземноморья и Передней Азии, которые хорошо иллюстрированы также росписями гробниц
(14/15)
фиванского некрополя, где изображалось принесение даров сирийскими князьями, князьями Крита и Кипра и нубийцами. Такие изображения сохранились примерно в двадцати гробницах знатных придворных, преимущественно времени Тутмоса III, Аменхотепа II, Тутмоса IV и Аменхотепа III, где с этнографической точностью переданы лица и одежды иноземцев, а изображённые предметы находят полные аналогии в археологическом материале.
Культура Египта времени Эхнатона представляет очень большой интерес. В искусстве выработался новый стиль, сочетающий изысканность с реализмом. Рельефы и росписи во дворце и в гробницах Ахетатона часто приводят сцены из придворной жизни, награждение приближённых, выезд царя, сцены семейного быта, на которых изображались фараон, его мать Тия, супруга Нефертити и царские дочери, среди них будущие царицы Меритатон и Анхесенпаатон. В развалинах скульптурной мастерской были обнаружены великолепные портретные скульптуры Эхнатона, Нефертити и дочерей, образцы утончённого реалистического искусства.
Порвав с прежней военной знатью, Эхнатон и в своём войске усилил отряды иноземных наёмников. Судя по росписям и рельефам, в его личную военную охрану входили, кроме египтян, негры, сирийцы и ливийцы, каждые со своим оружием и в своей национальной одежде.
Но во время правления Эхнатона иноземные связи начали ослабевать, в Сирии появилось разноплеменное движение кочевников «хабири», доходящее до прибрежных сирийских городов, поднялось значение Хеттского царства. Росло недовольство и в самом Египте. На тринадцатом году правления старшая дочь Эхнатона Меритатон была выдана за наследника престола Сменхкара, который жил недолго. Его место занял также член царской семьи, побочной линии Эхнатона, Тутанхатон, который стал супругом третьей царской дочери от Нефертити — Анхесенпаатон.
Нам неизвестны обстоятельства смерти Эхнатона, но дошедшие документы отражают непримиримое отношение египетской знати и жречества к его памяти. Ахетатон был разрушен, и столица снова перенесена в Фивы. Молодой фараон изменил своё имя на Тутанхамон (второе имя Небхепрура), а его супруга, ещё девочка, стала именоваться Анхесенамон. Царствовал Тутанхамон недолго, а обследование мумии показало, что он умер молодым, примерно в двадцатилетнем возрасте. Совершенно очевидно, что, вступив на престол мальчиком, он не мог проводить самостоятельную политику. Но ему оказывались все царские почести, в памятниках искусства изображался он с молодой царицей, во дворце его окружала роскошь. В Карнакском храме он установил памятную стелу о восстановлении заброшенного храма и статуй богов. Судьба сохранила нам гробницу Тутанхамона, которая не была разграблена так, как гробницы других властителей Египта. Время и судьба сохранили нам также замечательный документ эпохи Тутанхамона, иллюстрирующий взаимоотношения Египта с Сирией и особенно с Нубией. Это росписи гробницы наместника Нубии Аменхотпе-Хеви в фиванском некрополе. Гробница известна с давних пор, с самого начала египтологических исследований.
(15/16)
Сцена приношения даров из Сирии, плохо сохранившаяся, во многом повторяет уже известные композиции по этой теме, но изображения, связанные с Нубией, особенно интересны.
Аменхотпе-Хеви был наместником Нубии, власть которого распространялась на обширную территорию. В росписи на стене гробницы изображена вся его карьера в Нубии. Перед троном Тутанхамона он назначается наместником, ему вручают приказ об этом и печать канцелярии «царского сына Куша». Показана сцена прибытия Аменхотпе-Хеви в Нубию на роскошных, богато украшенных парусных кораблях. Нового наместника встречают его два заместителя по странам Вават (Северная Нубия) и Куш (Суданская Нубия), представители местной администрации и жречества. Изображён и сбор дани: люди подходят к наместнику с золотыми кольцами и мешочками с золотым песком. Князья из свиты наместника принимают золото, взвешивают его и ведут учёт другим драгоценностям и дарам.
Египтяне не только забирали золото у нубийцев, но и сами интенсивно разрабатывали золотые рудники между Нилом и Красным морем, путь к которым шёл по Вади-Аллаки. Надписи на скалах, оставленные участниками экспедиций в золотые рудники в Вади-Аллаки, были собраны и изучены археологической экспедицией Академии Наук СССР, направленной в Нубию в 1961-1963 гг. Они относятся ко времени XVIII и XIX династий. Обращает на себя внимание надпись наместника Нубии Меримеса, времени Аменхотепа III.
Наибольший интерес в росписи гробницы Аменхотпе-Хеви представляет сцена доставки дани из Нубии. К трону Тутанхамона, около которого стоит наместник, тремя рядами движутся нубийцы, приносящие богатые дары и пригоняющие скот. Первый ряд росписи изображает шествие наиболее знатных нубийцев из страны Вават во главе с князем Хеканофром, изображённым с резко выраженными негроидными чертами. Гробница Хеканофра была исследована в 1960-1961 гг. американской экспедицией, и надо заметить, что все её рельефы и найденные в ней предметы, в частности ушебти, изображающие нубийского князя, выполнены в чисто египетском стиле, без негроидных признаков, как в росписи гробницы Аменхотпе-Хеви.
За Хеканофром идут богато одетые «дети знатных людей разных стран», как называет их надпись. За ними два нубийца несут золото, а в колеснице, запряжённой быками, под зонтом из страусовых перьев, едет принцесса. Шествие замыкают чёрные рабы. Во втором и третьем рядах дары приносят знатные люди «Страны Куш», то есть более южных областей. Кроме золота, драгоценных камней, шкур и страусовых перьев, они ведут жирафа и рогатый скот.
Между процессиями приносящих дары и фараоном помещены различные драгоценности: блюда с золотыми кольцами и мешками с золотым песком, чаши с красными и зелёными камнями, слоновые бивни и бруски чёрного дерева. Тут же колесница, щиты, два ложа с подголовниками, два кресла с головами львов у рукояток, скамейки и складной стул, покрытый шкурой. Этот стул, встречающийся и в других росписях, уже сопоставлялся с найденным в гробнице Тутанха-
(16/17)
мона (№45), но мы можем продлить это сравнение дальше и прийти к выводу, что некоторые из предметов, изображённых в росписи гробницы, попали в гробницу Тутанхамона.
Особенно показательно сопоставление щитов, изображённых в росписи, со щитами, обнаруженными в гробнице. В гробнице Тутанхамона было восемь щитов: четыре покрытых шкурами и четыре парадных, два из которых изображают царя, поражающего врагов. Обшитый шкурой щит из гробницы полностью совпадает с изображённым в росписи: оба имеют в центре пластинку с картушами царя. Парадные же, необычные по форме щиты близки к изображённым в росписи по характеру, орнаменту низа, изображению крылатого солнца вверху и расположению надписи, но различаются в деталях. Однако надо помнить, что художник, исполнявший роспись, рисовал по описанию или по памяти, так как щиты находились в царской сокровищнице, а, кроме того, надо учесть, что и подход к точному воспроизведению предметов у египетских художников был совершенно отличным от наших требований. Это можно видеть хотя бы по изображению предметов царской сокровищницы в гробнице Кенамона, времени Аменхотепа II в фиванском некрополе, а ещё лучше по изображению пилона парадного фасада Луксорского храма, помещённому на стене во дворе того же храма. Художник всё передал точно, но в условной манере и, разумеется, без соблюдения пропорций. Сопоставление предметов из могилы Тутанхамона с изображенными в гробнице можно продлить. Кроме складного стула из чёрного дерева с узорами из слоновой кости, имитирующими шкуру леопарда, сходны табуреты, ложе и кресла с головами львов у подлокотника. Исследуя роспись в натуре, я заметил, что, кроме окраски фона кресла, оно имеет окантовку, выполненную тем же цветом, что и золотые кольца, то есть кресло изображалось покрытым листовым золотом.
Мы не знаем точной даты прибытия нубийцев с дарами ко двору Тутанхамона, но срок его правления был очень кратким, и понятно, что при спешном сооружении его гробницы в неё попали предметы из царской сокровищницы. Не должен нас удивлять и чисто египетский стиль этих художественных произведений, так как в Нубии их изготовляли по египетским образцам. Хотя я никак не могу отбросить впечатление, что некоторые произведения, как, например, золотой наос (№5), имеют слабые нубийские черты. Может быть, детальный художественный анализ предметов из гробницы Тутанхамона, выполненных в чисто египетском стиле, поможет нам в установлении их происхождения.
Нет сомнения в том, что некоторые драгоценные предметы из гробницы окажутся иноземными, выполненными в египетском стиле. Ведь дары, поднесённые египетскому фараону правителями других стран, должны были прославлять именно его. Официальный подарок должен был быть или специально изготовлен для фараона по образцам египетских изделий, или же приспособлен нанесением дополнительных надписей.
В гробнице начальника войск Ченена в Фивах изображены полученные им дары из Сирии, и среди них имеются дорогие предметы, выполненные в египетском стиле.
(17/18)
Великолепный ларец (№48), имеющий чисто египетскую форму, украшенный пёстрой инкрустацией из раскрашенной слоновой кости, обнаруживает по своему стилю связи с искусством средиземноморских стран, напоминая критские росписи, но изображения посвящены сценам из жизни Тутанхамона. В противоречии с качеством этого замечательного предмета стоят худосочные, неуверенно выполненные иероглифические тексты, в которых нечётко дано имя Тутанхамона и допущена ошибка в его титулатуре. Получается впечатление, что этот ларец был даром одного из чужеземных правителей.
Так же трудно допустить, что и кинжал с железным клинком и навершием из горного хрусталя, парный золотому кинжалу, представленному на выставке (№25), был изготовлен египтянами, у которых обработка железа не получила развития. А в письмах царя страны Митанни, сохранившихся в Эль-Амарнском архиве, прямо говорится о присылке фараону железных и стальных кинжалов, украшенных золотом и камнями на рукоятке.
Обращает на себя внимание и то, что на ножнах золотого кинжала имя Тутанхамона выполнено мелкими иероглифами и помещено на верхнем ободке оборотной стороны ножен. Оно явно не входило в композицию декора. Золотая пластина с царским именем на навершии рукоятки также может быть дополнением к кинжалу после его изготовления.
Изучение техники изготовления указанных предметов и стилистический анализ изображений и орнамента могут нам помочь в определении их происхождения.
Египтяне также изготовляли для правителей далёких стран золотые статуи царей и богов, вероятно, в их стиле. В этом отношении очень интересны претензии, высказанные в письме митаннийским царём Тушратой фараону Аменхотепу IV: «Твой отец отдавал в литейную статуи в присутствии моего посла; их делали отличными и полновесными… а теперь, брат мой, ты прислал мне не те статуи, которые предназначал твой отец для отправки, а деревянные позолоченные». Это замечание Тушраты весьма интересно, почти все статуи и статуэтки в гробнице Тутанхамона были деревянные, покрытые листовым золотом, и лишь одна, которая была, вероятно, массивной золотой, стала добычей грабителей.
Говард Картер среди тары для вина определённо различал египетские и сирийские глиняные кувшины, хотя во все из них было залито египетское вино. У египтологов не было сомнения, что большинство золотых предметов, найденных в гробнице Тутанхамона, было изготовлено из нубийского золота, доставленного из рудников Вавата и Куша, но по росписи гробницы Аменхотпе-Хеви мы можем заключить, что в Египет из Нубии доставлялось золото и драгоценные камни не только как сырьё, но и как готовые высокохудожественные предметы. К Нубии, где наступившая пустыня стёрла все следы цивилизации, мы относились скептически, трудно было поверить, что там был строительный лес для египетских кораблей, и также трудно поверить, что высокохудожественные предметы в египетском стиле могут быть произведениями Нубии. Я допускаю, что в ремесленных мастерских Нубии при крепостях работали и египтяне и нубийцы.
(18/19)
Роскошная и богатая гробница Тутанхамона в некоторой мере огорчила египтологов, так как в ней не было найдено ни одного папируса, отсутствовали какие-либо документы, проливающие свет на сложный вопрос престолонаследия и отношения Тутанхамона к прямой линии царской семьи. Непонятно, почему в «сокровищнице», где были собраны предметы, связанные с ритуалом, в особом гробике хранились золотая статуэтка Аменхотепа III и прядь волос царицы Тии. Мы не знаем, в какой мере продолжались при юноше Тутанхамоне связи с государствами Сирии и Передней Азии, оборвались ли отношения с царствами Митанни, Ассирии и Вавилона, насколько сильно было в них влияние Египта. Тутанхамон умер, не успев проявить себя как правитель, он замыкал ряд прославленных фараонов XVIII династии, и время его правления было трудным и беспокойным.
Тутанхамон при жизни не успел приготовить свою гробницу. Как утверждает Г. Картер, росписи в погребальном покое были выполнены после установления в нём саркофага с мумией царя. На них изображён новый фараон Эйе с полным царским титулом, совершающий магическую церемонию, связанную с погребением.
Но в придворных кругах было неспокойно. Вдова Тутанхамона, царица Анхесенамон, сестра которой вышла замуж за вавилонского царевича, после смерти мужа обратилась к хеттскому царю с просьбой прислать в Египет его сына, который стал бы её мужем и царём Египта. Но это желание царицы не осуществилось. Хеттский царь долго колебался, для связей требовалось длительное время, а когда он решился на брак сына с египетской царицей, было уже поздно.
Новый фараон Эйе, живший ещё при дворе Эхнатона, продержался на престоле короткое время, по-видимому, он не получил поддержки. Его сменил энергичный, выдающийся полководец Харемхеб, происходивший из знатного, но не царского рода. Так, с середины XIV века до н.э. начался период правления XIX династии, продолжавшей традиции фараонов предыдущей династии по расширению границ египетского государства и сфер его влияния. Знаменитым представителем этой династии был Рамсес II, памятники которого сохранили много сведений о его войне с хеттами, окончившейся заключением мирного договора.
Предметы из гробницы Тутанхамона, погребённого около 1342 г. до н.э., знакомят нас с культурой и замечательным искусством Древнего Египта первой половины XIV века до н.э., установившего сношения с другими царствами древневосточного мира. Политическое значение Египта временно ослабло, но искусство оставалось на прежней высоте.
Академик Б.Б. Пиотровский
|