А.В. Банк
Византийский складень с перегородчатыми эмалями из Сайднайского монастыря.
В 1900 г. во время экспедиции в Сирию (организованной Русским археологическим институтом в Константинополе при участии Палестинского общества) Ф.И. Успенский посетил греческий женский монастырь с храмом в честь Сайднайской богоматери близ Дамаска. Он первый обратил внимание на хранившийся в этом монастыре маленький византийский складень, 1 украшенный изображениями, исполненными перегородчатой эмалью, дополненными позднейшими чеканными серебряными пластинками.
Впоследствии складнем заинтересовался Н.П. Кондаков. 2 Дав беглое описание предмета, сопровождаемое плохими репродукциями, он уделил преимущественное внимание пластинке на оборотной стороне, представляющей исполненное «крайне грубым рельефом... погрудное изображение Божьей матери с младенцем». Н.П. Кондаков высказал предположение, что здесь воспроизведена так называемая Сайднайская богоматерь (особый тип Одигитрии с полулежащим младенцем), отнёс её ко времени не позже X в. и принял для эмалей датировку Ф.И. Успенского (X-XI в.).
Интересный складень из Сайднайского монастыря неожиданно обнаружился в 1956 г. при разборе фондов бывш. Александровского дворца-музея в г. Пушкине (бывш. Царское Село). В течение долгих лет он находился среди бесконечного множества различных икон, не представлявших (за немногими исключениями) никакой художественной ценности, в молельне, около спальни русского императора Николая II.
Ввиду большого историко-художественного значения памятника было принято решение передать его в Государственный Эрмитаж, где он занял почётное место на экспозиции, посвящённой византийскому искусству. В последние годы триптих привлёк внимание автора настоящей статьи. 3
К сожалению, в связи с утратой значительной части документов дворца во время Великой Отечественной войны не удалось установить обстоятельств, при которых складень попал в Россию. Не подлежит сомнению лишь то, что это имело место между 1900 (когда его видел
(177/178)
... ... ...
наверх
|