● главная страница / библиотека / обновления библиотеки
Р.Л. СадоковТысяча осколков золотого саза.// М.: «Советский композитор». 1971. 172 с., вкл.
Оглавление
[Предисловие.] — 3От автора. — 5
Гнев Гамбара. Старинная легенда вместо введения. — 7
Глава I. Путешествие в глубь веков в поисках музыки. — 11Что такое «музыкальная археология». — 11Флейта лесного бога. — 19Концерт древнегрузинской музыки. — 24Удивительные ноты. — 30В призрачной стране. — 37Глава II. О чём рассказал глиняный черепок. — 42Сюрприз. — 42«Крепость погибших баранов». — 46Раскопки. — 51Находки. — 57Что же это такое? — 60Глава III. О чём рассказал глиняный черепок (окончание). — 67Серебряное блюдо. — 67Древние арфы. — 71Нашествие. — 80Глава IV. Боги без голов. — 87Музей под открытым небом. — 87Терракотовый «пасьянс». — 90Хорезмийские двуструнки. — 98Нерешённая научная проблема. — 101Глава V. Зазвучавшая фреска. — 107Ночь Мины. — 107«Неинтересная» крепость. — 112Застывшая мелодия. — 119Глава VI. Серебряные трубачи. — 128Месть за Сиявуша. — 128Трубы или рога? — 132Военная музыка Хорезма. — 137Несколько слов о карнаях. — 141Глава VII. Говорят книги. — 145Снова в путь. Вместо заключения. — 168
(Открыть карту в новом окне)
Страна с красивой фамилией Хорезм — не далёкий фантастический край. Хорезм рядом, он в Средней Азии, в низовьях бурной и многоводной Аму-Дарьи. Хорезм левобережный (ныне это северная Туркмения и Хорезмская область Узбекской ССР) окружён с запада грозными Каракумами, правобережный (Каракалпакская АССР) — граничит на востоке с Кызылкумами. Хорезм — это оазис, созданный многовековым трудом человека. Повсюду быстротечные каналы, белоснежные хлопковые поля, зелёные тополиные аллеи, большие и малые города. Там живут весёлые талантливые люди. И ещё в Хорезме много цветов и музыки; с началом дня песни и разноцветные чашечки роз раскрываются навстречу солнцу.
Солнце в Хорезме особенное, недаром огонь — символ солнца — почитался хорезмийцами на всём протяжении их истории. Да и само слово «Хорезм» переводится, как «Страна солнца».
Первый человек ступил на эту землю более шести тысяч лет назад. Следы его обнаружены в самом центре пустыни. С тех пор пустыня — жаркая и немая летопись многотысячелетней борьбы человека за воду, за жизнь. Следы этой борьбы всюду: на первобытных стоянках, в развалинах огромных дворцов, на квадратиках высохших древних полей.
История Хорезма сложна и противоречива. С Хорезмом связаны имена ахеменидского царя Дария Гистаспа и Александра Македонского, арабского полководца Кутейбы ибн-Муслима, грозного Чингисхана и Тимура. По сей день поднимаются над зелёными полями развалины древних крепостей с тёмными щелевидными зрачками бойниц. Эти крепости — молчаливые свидетели былых битв. Внутри развалин тихо и покойно: бесшумно проносятся ласточки, пахнет водой и горячим камнем... А когда наступает вечер, в развалинах слышится тихая музыка. Никого там нет, и никто не играет, но старинные мелодии льются, шелестят и звенят, и непонятно — откуда они: то ли шепчутся чёрные тени, струится лунный свет или поют древние звёзды. Народное поверье говорит, что это — музыка, летящая к нам из пучины времени. Что древняя земля Хорезма так богата и полна мелодиями, что даже небольшая горсть этой земли поёт и играет.
И как день зарождается ночью, так новая музыка нового Хорезма началась во тьме прошедших веков.
От автора. ^
Эта книга — об археологии и древней музыке. Точнее, о музыкальной археологии, ещё точнее — о музыкальной археологии Хорезма. А если попытаться выразить всё это одним словом, то эта книга — о поиске, научном поиске.
Мало кто знает, что история музыкальных инструментов не менее, а порой более интересна и загадочна, чем история знаменитых бриллиантов или картин. Достаточно, например, вспомнить таинственное воздействие на слушателей стеклянной гармоники или трагическую судьбу ирландских арфистов, некогда объявленных вне закона.
Древнейшие музыкальные инструменты, обнаруженные археологическими раскопками, чрезвычайно любопытны как фактам своего существования, так и историей их открытия, обычно неожиданного. Огромная радость охватывает археолога-музыковеда, когда он находит подлинный инструмент. Здесь место для научного поиска поистине безгранично. Но и всякий другой источник, например, изображение древнего музыканта с музыкальным инструментом, тоже несёт в себе огромный заряд творческой энергии, поскольку «материализация» инструмента и увлекательна, и сложна.
История Хорезма погребена в песках среднеазиатских пустынь. Три с лишним десятилетия коллектив археологов, руководимый членом-корреспондентом АН СССР С.П. Толстовым, ведёт раскопки на землях древнего орошения в низовьях Аму-Дарьи. Результаты работы учёных превзошли все ожидания. Заговорили развалины покинутых городов, зазвучала древнехорезмийская речь, ожила многокрасочная живопись. Некоторые археологические находки — настенные росписи, монументальная скульптура, глиняные фигурки людей, серебряные изделия — позволили приоткрыть завесу над одной из самых туманных и трудно доступных областей духовной культуры древних хорезмийцев — музыкой.
Как известно, в глубокой древности музыку не записывали, её передавали на слух от поколения к поколению. Поэтому в распоряжении исследователя имеется немногое: редкие древние мелодии, до сих пор блуждающие в океане народной музыки, письменные свидетельства древних авторов, а также найденные в археологических раскопках музыкальные инструменты и памятники древнего изобразительного искусства с изображениями музыкантов, музыкальных инструментов, различных музыкальных и танцевальных сцен.
Археологи в Хорезме не нашли ни одного древнего музыкального инструмента, скудны и отрывисты письменные сообщения о прошлом этой страны. До сих пор не «выловлены» образцы домусульманской музыки, а отсюда — неясность в вопросе об истоках своеобразия хорезмской музыки. И только произведения древних художников, скульпторов и чеканщиков по металлу, положенные в основу настоящей книги, дают возможность проникнуть в сложный и противоречивый мир музыкального искусства прошлого.
Предлагаемая вниманию читателя книга — плод почти десятилетних наблюдений автора в этой уникальной области. В работе использованы новейшие археологические материалы, полученные в результате раскопок древних поселений Хорезма, а также привлечены малоизвестные данные о музыкальной культуре сопредельных Хорезму районов.
В заключение я приношу свою глубокую и искреннюю благодарность моему учителю Сергею Павловичу Толстову, терпеливо и упорно прививавшему мне любовь к науке, сумевшему увлечь меня проблемами музыкальной культуры древнего мира.
Р. Садоков Москва, декабрь 1968 г.
наверх |