● главная страница / библиотека / обновления библиотеки

Проблемы этнографии и антропологии в свете научного наследия Ф. Энгельса. М.: 1972. [ сборник ]

Проблемы этнографии и антропологии в свете научного наследия Ф. Энгельса.

// М.: 1972. 184 с.

 

Редколлегия: Ю.В. Бромлей, А.И. Першиц, С.А. Токарев.

Содержание

 

Предисловие. — 5

 

Ю.В. Бромлей, А.И. Першиц. Ф. Энгельс и проблемы первобытной истории. — 7

В.И. Кочеткова. Современное состояние проблемы гоминизации. — 36

В.П. Алексеев. Антропологические аспекты проблемы происхождения и становления человеческого общества. — 72

Б.В. Андрианов. Роль перехода к земледелию в историческом процессе. — 112

А.М. Хазанов. Ф. Энгельс и некоторые проблемы классообразования. — 131

Ю.В. Бромлей. Ф. Энгельс и проблемы архаической формы семейной общины. — 162

 

Принятые сокращения. — 176

Указатель имён. — 177

 


 

Предисловие.   ^

 

В научном наследии Ф. Энгельса видное место принадлежит разработке им проблем этнографии и антропологии. На протяжении десятилетий Энгельс совместно с Марксом или самостоятельно широко обращался к этнографическим и антропологическим материалам, без учёта которых было бы невозможно решение многих теоретических вопросов истории, а тем самым и создание обобщающей марксистской философии исторического процесса. Антропогенез, происхождение основных институтов классового общества, судьбы общины в новое время, происхождение и сущность религии, этническая история и культурно-бытовые особенности различных народов мира — таков далеко не полный перечень вопросов, ставившихся и решавшихся Энгельсом на основе этнографических или антропологических данных.

 

Крупнейшим вкладом Энгельса в развитие этнографии и антропологии было марксистское применение им данных этих наук для реконструкции древнейшего прошлого человечества и выработки целостной концепции истории первобытного общества. Согласно этой концепции, первобытное общество представляет собой особую формацию с присущими ей начальным и конечным рубежами и определёнными закономерностями развития. Процесс первобытной истории начинается с возникновения трудовой деятельности, выделяющей человека из животного мира, и завершается возникновением классов и государства. В зависимости от конкретно-исторических и социально-опосредствованных географических факторов первобытная история представлена различными локальными формами, однако основные тенденции её развитии — от доклассового общества к классовому — универсальны для всего человечества. Основу марксистской концепции истории первобытного общества составляет

(5/6)

положение о том, что частная собственность и появляющиеся в процессе её развития моногамная семья, классы и государство не извечны и не изначальны, что исторически частной собственности предшествовала коллективная общинно-родовая собственность. Первобытный коллективизм и покоящиеся на его основе общинно-родовые отношения гибнут только тогда, когда в результате прогрессивного развития производительных сил развивается общественное разделение труда со всеми его последствиями — обменом, социальной дифференциацией, эксплуатацией человека человеком и, в конечном счёте, классами и государством. Таким образом, институты классового общества исторически обусловлены и должны исчезнуть столь же неизбежно, как неизбежно они возникли.

 

За три четверти века, отделяющие нас от кончины Энгельса, в этнографии, антропологии и смежных с ними науках накопился обширный новый материал. Развитие науки дало возможность уточнить или углубить многие частные тезисы Энгельса, касающиеся, например, процесса антропогенеза, развития производящего хозяйства или конкретного механизма классообразования. Однако вся совокупность новых фактов и все достижения современной науки полностью подтвердили основные теоретические позиции Энгельса, показали незыблемость методологических установок марксизма.

 

Бережно храня и изучая научное наследие Энгельса, советские этнографы и антропологи развивают его на основе нового фактического материала, позволяющего продвинуть вперед разработку многих намеченных Энгельсом проблем. Ряд таких проблем, разумеется, далеко не исчерпывающих всего обширного наследия Энгельса, освещается в предлагаемом сборнике.

 


 

Принятые сокращения.   ^

 

АЖ — Антропологический журнал

ВА — Вопросы антропологии

ВГО — Всесоюзное географическое общество

ВДИ — Вестник древней истории

ВИ — Вопросы истории

ВФ — Вопросы философии

КСИА — Краткие сообщения Института археологии АН СССР

КСИИМК — Краткие сообщения Института истории материальной культуры

КСИЭ — Краткие сообщения Института этнографии АН СССР

МИА — Материалы и исследования по археологии СССР

МКАЭН — Международный конгресс антропологических и этнографических наук

НАА — Народы Азии и Африки

ПИДО — Проблемы истории докапиталистических обществ

СА — Советская археология

СЭ — Советская этнография

ТИЭ — Труды Института этнографии АН СССР, новая серия

CA — Current Anthropology

C.r.Acad.Sci. — Comptes rendus hebdomadaires des séances de l’Académie des Sciences

ICAE — International congres des anthropologie et ethnologie

INQUA — International Quarternary Association

JRGS — Journal of the Royal Geographical Society

SA — Scientific American

S.Afr.J.Sci. — South African Journal of Sciences

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки