главная страница / библиотека / обновления библиотеки
В.П. ЛевашеваОстатки древней оросительной системы в долине р. Абакана.// Новое в советской археологии. / МИА №130. М.: 1965. С. 242-244.
Из всего обилия и многообразия археологических памятников Минусинской котловины наименее изученным видом являются оросительные каналы. Между тем при интенсивном освоении целинных земель и росте современной системы орошения как раз этим, внешне неэффектным памятникам, пожалуй в первую очередь грозит опасность полного уничтожения.
Остатки оросительных систем покрывали сетью чуть не сплошь все степи Хакасии и многие участки правобережья Енисея и были хорошо известны местному населению под именем «чудских канав». Ещё в начале прошлого века русские крестьяне зачастую стали приспосабливать находившиеся в окрестностях сёл древние запущенные арыки для полива своих полей.
Археологи XIX — начала XX вв. (Радлов, Клеменц, Савенков) уделяли внимание этому виду памятников и оставили в своих отчётах описание внешнего вида встречавшихся им остатков оросительных систем, но детального изучения их не производили. Агрономов, мелиора[то]ров и почвоведов древние арыки интересовали с утилитарной точки зрения, и при закладке современных систем орошения в долине р. Уйбата, как в начале нашего века, так и в советское время, широко использовались древние магистральные каналы. Из агрономов лишь В.И. Фёдоров, инженер-мелиоратор Хакасской областной опытной станции поливного земледелия, глубоко интересовался историей древнего орошения и опубликовал в 1952 г. свои наблюдения, [1] но и он не дал ни общей карты, ни планов отдельных участков оросительных систем.
С.В. Киселёв детально описал часть оросительной системы тагарской эпохи — «чудской Рис. 1. Остатки древней оросительной системы:а — мочаги; б — курганы; в — пашня; г — кладбища; д — дорога на с. Б. Монок в с. Иудино.(Открыть Рис. 1 в новом окне)
канавы» и «чудской пашни» в районе сёл Сухоербинского и Знаменки Баградского [Боградского] района, обследованной им в 1931 г. [2] Мне же посчастливилось в 1938 г. при разведке окрестностей с. Большой Монок Аскызского района напасть на нетронутый участок сети мелких арыков, план которых и предлагается вниманию археологов (рис. 1).
Село Большой Монок расположено на правом берегу р. Абакана, около выхода её из предгорья в степь. К северу от села вдоль берега тянутся старопахотные поливные земли с. Монока. Для их орошения крестьяне ещё в середине прошлого столетия стали пользоваться древними арыками («мочагами»), расчищая магистральный канал и направляя на свои полосы мелкие мочаги. При колхозном хозяйстве эта система была упорядочена, и теперь на пашне проследить древнюю сеть мелких мочагов уже невозможно, но направление магистрального канала осталось прежним. Он, как и в древности, берёт своё начало из правого рукава речки Монок, выше селения, и проходит с юга на север под горой Сайбарачихой на расстоянии 200-300 м от её склона. В полутора километрах от истока он разделяется на две ветви, проходящие по пашням до соседних улусов и дальше. Но в 30-х годах колхозники с. Большой Монок пользовались для орошения своих полей лишь западной (основной) ветвью магистрали, идущей зигзагом с юга на север по краю пашни, восточное же ответвление было заброшено и заполнялось водой лишь случайно.
На расстоянии около 0,5 км от села, по левую сторону дороги в с. Иудино, к северу за кладбищем Большого Монока, находится группа тагарских курганов, состоящая из девяти насыпей, расположенных компактно, и отстоящего от них метров на 100 к северу десятого кургана. Курганы небольшие, формы, обычной для ранней стадии этой культуры, 10-15 м в диаметре; лишь один из них, в юго-западной части группы, несколько вытянут и достигает 25 м в поперечнике с севера на юг и 18 м — с запада на восток. Вся местность, занятая курганами, изрезана густой сетью древних мелких арыков (рис. 1). Здесь на небольшом пространстве (260 кв.м) от главной ветви были отведены (по восточному «берегу» её) выкопанные в разных направлениях и пересекающиеся мочаги, которые в настоящее время имеют вид сухих канавок шириной около 1,5 м, глубиной 0,3-0,4 м, с пологими стенками (глубина современных действующих мочагов достигает 0,55 м при той же ширине и почти отвесных стенках). За пределами курганной группы следы мочагов теряются, как бы сходят на нет. Несомненно, что такие же мочаги отходили в древности и к западу от главной магистрали, но они уничтожены пашней, на восточном же берегу их сберегли только курганные насыпи, мешавшие распашке. [3] Для чего нужна была такая густая сеть оросительных каналов, теперь сказать трудно.
Расположение мочагов, как бы осторожно обходящих курганные насыпи, говорит о том, что курганы сооружены раньше, чем проведены ка- налы и, следовательно, последние не могут быть древнее V в. до н.э. Для более точной датировки этой оросительной системы мы никакими доказательствами в данном случае не располагаем.
[1] В.И. Фёдоров. Древнее искусственное орошение в районе Минусинского понижения. — МИА, 1952, №24.[2] С.В. Киселёв. Древняя история Южной Сибири. — МИА, 1949, №9, стр. 149.[3] Сохранился ли этот участок в таком виде до настоящего времени — неизвестно. За 30 лет на него могло распространиться соседнее кладбище или же курганы вместе с мочагами могли быть уже распаханы.
наверх |