главная страница / библиотека / обновления библиотеки
Б.Б. ПиотровскийУрартская крепость Тейшебаини (Кармир-Блур) (к 25-летию раскопок).// КСИА. Вып. 100. М.: 1965. С. 72-78.
В 1936 г. археологическая экспедиция Комитета охраны исторических памятников Армянской ССР впервые провела разведочные работы около холма Кармир-Блур (юго-западная окраина Еревана), где случайно был найден обломок камня с остатками клинописи, сохранившей имя урартского царя Русы, сына Аргишти (VII в. до н.э.). 25 лет назад, в 1939 г. здесь начались систематические раскопки, которые проводит экспедиция Академии наук Армянской ССР при участии Государственного Эрмитажа и Института истории материальной культуры (ныне Институт археологии) АН СССР.
За 22 археологических сезона (в 1942-1944 гг. работы были прерваны) почти полностью исследована цитадель, находящаяся на холме Кармир-Блур, и раскопаны значительные участки древнего города, располагавшегося у подножья холма с юга и запада.
Цитадель представляет собою громадное сооружение с обширным двором, площадью около 4 га (рис. 29). Стены её сложены из крупных сырцовых кирпичей на каменном цоколе и толщина их достигает иногда до 3,5 м, а высота от 4 до 7 м. Первый этаж цитадели, полностью сохранившийся содержал около 140 помещений разного назначения и разных размеров, от небольших кладовых, где складывались глиняные кувшины, до обширных винных погребов. Кроме кладовых, в цитадели находились также мастерские по изготовлению кунжутного масла, пивоварня, мелкие ремесленные мастерские, в частности, ткацкая и для обработки кости. Обнаружены также кладовые для зерна, общей ёмкостью не менее 750 т. Кладовые для вина хранили около 4000 дл вина разных сортов.
В городе у цитадели раскопано несколько кварталов с жилищами населения различных рангов. В одних из них были жилища из двух помещений с открытым двором, без хозяйственных помещений, в других раскопаны дома с кладовыми, содержавшими крупные сосуды. В 1961 г. в городе было исследовано большое здание площадью около 1800 м2, состоящее из четырёх 11-комнатных квартир, одинаковых по плану. Входы в эти квартиры располагались на одном из длинных фасадов здания. Характер городских построек указывает, что город был построен по общему плану и в него были поселены жители, доставленные из других мест. Город носил название Тейшебаини («город бога Тейшебы»), его имя сохранилось в клинообразной надписи на бронзовой части запора, найденной в одной из кладовых цитадели, а в 1961-1962 гг. в южной части крепости был обнаружен развал крупных камней цоколя храма, на котором были вырезаны две пространные надписи. Первая из них, занимавшая девять камней (22 строки, длиною по 2,2 м), сохранилась почти полностью. Она рассказывает о том, что Руса, сын Аргишти, в городе Тейшебаини, находящемся в стране Аза, построил храм «суси» и ещё четыре других здания. Нижняя часть надписи перечисляет урартских богов и полагающиеся им жертвы. От второй надписи, содержавшей формулу проклятия против разрушителей постройки, сохранились лишь два целых камня и отдельные обломки, к которым относится и кусок камня, найденный в 1936 г.
Рис. 29. Общий план цитадели Тейшебаини (раскопки 1939-1963 гг.). (Открыть Рис. 29 в новом окне)
Урартские письменные источники не упоминают этот город, но археологические исследования позволяют выяснить его характер и проследить его короткую жизнь, оборвавшуюся в начале VI в. до н.э.
Тейшебаини, названный по имени бога войны Тейшебы, был крупным урартским административно-хозяйственным центром, сменившим в VII в. до н.э. прежние центры Эребуни и Аргиштихинили, находившиеся также в стране Аза. В нём пребывал наместник урартского царя, стоял гарнизон, а в цитадель свозилась дань, собранная в окрестных областях, которая тут же перерабатывалась в мастерских и хранилась в кладовых. Город был окружён полями, садами и виноградниками, о чём рассказывает надпись Русы, сына Аргишти, вырезанная на каменной стеле, некогда стоявшей напротив города, на правом берегу р. Раздан, около канала, о сооружении которого она рассказывает. Судя по большому списку жертв, пола- гавшихся разным богам, каналу этому, пробитому в толще скалы, придавалось большое значение. Канал сохранился и доныне, он уже более 26 веков орошает земли над ущельем правого берега реки. Раскопки цитадели дали громадный материал, характеризующий хозяйство Тейшебаини — земледелие и скотоводство. В её кладовых обнаружены запасы зерна (пшеница, ячмень, просо, кунжут), остатки плодов (сливы, виноград различных сортов, яблоки, айва, вишня, гранат). Найдены также целые костяки животных (крупного и мелкого рогатого скота, лошадей, ослов, кошки и др.), погибших в пожаре, возникшем при штурме крепости.
В Тейшебаини хранился и архив документов, состоящий из глиняных табличек, покрытых клинописью и иногда скреплённых ещё печатью, носящей имя урартского царя или чиновника из центра Урарту. В дни гибели крепости архив был растащен, и в разных местах цитадели было найдено шесть полных документов и пять обломков. Из них только одна табличка относилась к хозяйственному архиву, а остальные документы представляли собою распоряжения урартского царя, присланные из столицы.
Раскопки Кармир-Блура дали громадное количество предметов, характеризующих культуру Урартского государства. Это глиняные и бронзовые сосуды, различные бронзовые и железные изделия, каменные, деревянные и костяные предметы, обрывки тканей, золотые и серебряные украшения. Из бронзовой скульптуры выделяются фигура бога Тейшебы, служившая навершием военного штандарта, и головка коня, украшавшая дышло колесницы. Без преувеличения можно сказать, что в развалинах Тейшебаини открыт богатейший музей урартских древностей, позволяющих обрисовать различные стороны культуры древнего государства и дать представление о памятниках его искусства.
Многие бронзовые художественно выполненные предметы вооружения имеют клинообразные надписи урартских царей, точно устанавливающие их дату.
В цитадели Тейшебаини обнаружено 17 крупных бронзовых щитов с надписями царей VIII в. до н.э. (Аргишти I, Сардури II, Руса I), пять из них украшены изображениями быков и львов, размещёнными в концентрических поясах; 20 бронзовых шлемов ассирийского типа с надписями Аргишти I и Сардури II по нижнему краю, девять из них были украшены изображениями священных деревьев, богов, боевых колесниц и всадников. Изображения колесниц и всадников помещались также на многих из 20 бронзовых колчанов, снабжённых посвятительными надписями тех же царей VIII в. до н.э., указывающими, что колчаны, так же как и другие предметы роскошного вооружения, были посвящены богу Халди. На нескольких бронзовых щитах надпись особо указывает, что они были изготовлены царём Аргишти, сыном Менуа, для города Эребуни, а в 1963 г. в цитадели Тейшебаини была найдена бронзовая подставка от несохранившейся статуэтки (бога или царя) с надписью, отмечающей, что этот предмет был изготовлен «когда город Эребуни был построен». Таким образом, становится ясным, что художественные бронзовые предметы более раннего времени, а именно VIII в. до н.э., были перенесены в Тейшебаини, построенный в VII в. до н.э., из других центров Закавказья, в частности из Эребуни (Аринберд), потерявших во второй период истории Урарту своё прежнее значение.
На одном из камней цокольной части храма, найденном отдельно в 1961 г. в южной части цитадели, встречается упоминание священного оружия в связи с «воротами бога Халди» (рис. 30). По-видимому, этот текст, полностью не дошедший, рассказывал именно о перенесении в Тейшебаини из Эребуни бронзовых предметов вооружения с посвятительными надписями богу Халди, найденных в цитадели. Раскопки Эребуни (Арин-берд), начавшиеся в 1950 г., открыли остатки дворцовых, храмовых и хозяйственных сооружений, обнаружили большое количество строительных надписей,
Рис. 30. Камень с клинообразной надписью о приношении священного оружия (из раскопок 1961 г.). (Открыть Рис. 30 в новом окне) Рис. 31. Находки в цитадели Тейшебаини. а — оттиск ассирийской цилиндрической печати; б — цветок гранатового дерева. (Открыть Рис. 31 в новом окне)
но дали совершенно незначительный археологический материал. В VII в. до н.э. Эребуни опустел и содержимое из его кладовых было перевезено в новый центр, в Тейшебаини.
Раскопки Кармир-Блура обнаружили много предметов, характеризующих связи древних урартских центров Закавказья со странами древнего Востока. Найдены превосходные образцы ассирийских цилиндрических печатей, среди которых выделяется сердоликовая печать времени Саргонидов с изображением царя, охотящегося с колесницы на диких быков (рис. 31, а). Многие фаянсовые печати и пронизки, найденные на Кармир-Блуре, имеют полные аналогии в материалах из раскопок ассирийской столицы — города Ашура. Вероятно, часть бронзовых чаш-фиал из Тейшебаини также окажется ассирийского происхождения.
О связях со странами Малой Азии и со Среднеземноморьем урартского центра Закавказья свидетельствует серебряный кувшин с пальметкой под ручкой и иероглифической надписью, повторяющей надпись на одной из бронзовых чаш, а также золотые серьги в форме калачика, украшенные зернью. Геометрическая роспись по белому фону, имеющаяся на одном из сосудов в форме аска, вероятно, должна быть сопоставлена с росписью именно малоазийской керамики. Обломок фаянсового фигурного сосуда с поливой, изображавшего сидящую женщину, ближайшие аналогии находит на о-ве Родос. Из Египта или же из северной Сирии могли быть доставлены фаянсовая статуэтка-амулет, изображающая богиню Сохмет, и скарабеоиды с египетскими иероглифическими знаками. Детальное изучение каменных бус расширит наше представление о широких связях урартских центров со странами древнего Востока.
В кладовых цитадели Тейшебаини оказались также и скифские предметы, не только скифов Северного Кавказа, но и Приднепровья. К последним относятся железные удила с костяными пластинчатыми псалиями, украшенными в верхней части головкой животного — барана или лошади (на кармир-блурских псалиях верхняя часть не сохранилась), — а внизу копытом. Скифскими следует признать полушаровидные фаянсовые бусы, украшенные рубчиками, и роговые пряжки для перекрестия ремней в виде головок барана, хорошо известные по Келермесским курганам. Наряду с плоскими урартскими наконечниками стрел (бронзовыми и железными), имеющими длинный черенок для насадки на древко, в кладовых Кармир-Блура было найдено большое количество бронзовых двупёрых и трёхгранных наконечников скифского типа.
Нет сомнения, что скифы были в тесных сношениях с урартским закавказским центром Тейшебаини, через него осуществлялись связи скифов со странами древнего Востока. Возможно, некоторые предметы скифского типа изготовлялись и в самом Тейшебаини. Около главных, южных ворот цитадели находилось помещение привратника, погибшее так же, как и вся крепость, в пожаре.
Раскопки показали, что привратник занимался резьбой из рога. Были найдены распиленные рога оленя, заготовки для изделий и головка грифона в скифском стиле. Эта головка имела следы потёртости от долгого употребления и поэтому не может рассматриваться как изделие костереза Тейшебаини, а, вероятнее всего, была моделью.
На урартских предметах из Тейшебаини, в частности, на бронзовых поясах, встреченных и в других местах Закавказья, имеется много орнаментальных элементов, как, например, изображения характерных по стилизации священных деревьев, связывающих искусство одной группы изделий Саккызского клада (Зивийе) с группой памятников скифского искусства, представленных золотыми обкладками ножен акинаков из Келермесского и Мельгуновских курганов. Теперь уже невозможно изучать вопросы связей скифов со странами древнего Востока без учёта кармир-блурского материала.
Раскопки Тейшебаини отчётливо обрисовывают картину его гибели в начале VI в. до н.э. (около 590-585 гг. до н.э.), когда центральная власть урартов уже пала под ударами мидян. Цитадель Тейшебаини была разрушена и сожжена при ночном штурме, произведённом не через главные, хорошо укреплённые ворота, а через боковые, северо-западные. Перед штурмом цитадель была обстреляна, и сырцовые кладки стен её у северо-западных ворот сохранили бронзовые трёхгранные наконечники стрел скифского типа. Можно с уверенностью предположить, что среди врагов урартов были и их прежние союзники скифы.
Город был покинут, и защитники Тейшебаини заперлись в цитадели, устроив во дворе и в помещениях крепости свои временные жилища, где было обнаружено большое количество продовольствия. Именно в это время, по-видимому, защитники цитадели растащили имущество из кладовых, поделили его между собою и спрятали свои сокровища в разных местах, иногда заваливая их ветками и зерном, а иногда зарывая в земляной пол. Эти кучи запрятанных вещей носят следы дележа. Обнаруживается одна золотая серьга, половина серебряной гривы с золотой фигуркой льва на конце, части бронзовых котлов, некомплектные предметы конской сбруи. В таких кучах бывали и отдельные клинописные таблички архива. Защитники крепости, несомненно, рассчитывали после снятия осады забрать все эти вещи. На стене помещения, около зарытых в земляной пол щита и меча, была обнаружена метка в виде креста, нанесённая красной краской. Но судьба решила иначе. Крепость была взята штурмом и погибла в пожаре, рухнувшие перекрытия на долгие годы погребли под собою то, что не успело догореть. В кладовых юго-восточной части цитадели было обнаружено несколько обгорелых костяков людей и золотой браслет. От пожара сохранились остатки ткани, шерстяная пряжа, циновка, трава и даже цветок граната с тычинками и пестиком. Уцелели чашелистники, но лепестки, разумеется, опали (рис. 31, б).
После гибели Тейшебаини жизнь в нём не возобновилась и холм Кармир-Блур, как и территория прилегавшего к нему города, был надолго заброшен. Но прежде оставленные урартские центры, как, например, Эребуни, не прекратили своего существования, и в Эребуни раскопки открыли хорошо сохранившиеся образцы постройки VI-IV вв. до н.э., которые включили в свой ансамбль старые урартские строения с клинообразным» надписями урартских царей VIII в. до н.э.
наверх |