главная страница / библиотека / обновления библиотеки

М.И. Максимова

Миф о похищении Ганимеда в передаче боспорского мастера.

// Древности Северного Причерноморья. / КСИА. Вып. 103. М.: 1965. С. 23-27.

 

Широкой известностью пользуется роскошная золотая диадема, найденная в 1879 г. в одной из гробниц Артюховского кургана на Тамани. По обилию затраченного на её изготовление драгоценного металла, великолепию украшающих её гранатов-альмандинов, по богатству форм и орнамента эта диадема занимает одно из самых видных мест среди памятников греческого ювелирного искусства эпохи эллинизма (рис. 8). Тем не менее одна её деталь остаётся до сих пор необъяснённой. Мы имеем в виду миниатюрную группу, находящуюся в самом центре налобной части диадемы, имеющей, согласно моде того времени, форму Гераклова узла. [1]

 

Группа изображает летящего с распростёртыми крыльями орла, несущего в своих когтях нагого мальчика. При виде этой композиции вспоминается миф о похищении Ганимеда орлом Зевса. Однако скоро начинают появляться сомнения в правильности такого толкования. Согласно мифу, изложенному уже в Илиаде, [2] Ганимед происходил из Троянского царского рода. Зевс пленился необычайной красотой этого отрока и приказал своей священной птице орлу доставить Ганимеда на Олимп. Похищение состоялось в то время, когда мальчик пас стадо быков своего отца. На Олимпе Ганимед стал виночерпием богов и получил бессмертие. Согласно этому мифу, Ганимед всегда изображался в виде отрока, почти юноши; его постоянными атрибутами были фригийская шапка — намёк на Троянское происхождение — и посох пастуха. Именно такими чертами Ганимед был охарактеризован в дошедшей до нас в римских копиях скульптурной группе, приписываемой знаменитому мастеру IV в. до н.э. Леохару, и представлявшей самый момент похищения. Эта композиция послужила образцом для последующих изображений того же сюжета, как это видно по многочисленным дошедшим до нашего времени изделиям прикладного искусства (рис. 10, 1). [3]

(23/24)

Рис. 8. Диадема из Артюховского кургана. Эрмитаж.

(Открыть Рис. 8 в новом окне)

 

Рис. 9. Обратная сторона налобной части диадемы из Артюховского кургана.

(Открыть Рис. 9 в новом окне)

(24/25)

 

Рис. 10.
Золотые серьги с изображением похищения Ганимеда. IV в. до н.э. (1)
Нью-Йорк, Метрополитенский музей;
золотая подвеска от серёг. Парящий Эрот (2).
Британский музей.

(Открыть Рис. 10 в новом окне)

 

Однако мальчик нашей миниатюрной группы совсем не похож на традиционный образ Ганимеда. Прежде всего это не отрок, а примерно годовалый младенец с пухленьким, неразвитым тельцем. Нет при нём ни фригийской шапки, ни посоха. Зато за его плечами выросли крылышки — вещь для Ганимеда неслыханная. Следовательно, мальчик, которого несёт орёл, не может быть Ганимедом. Но в таком случае, кто же это? Неужели сам бог любви Эрот, которого античное искусство эпохи эллинизма и после-

(25/26)

дующих веков всегда изображало в образе шаловливого мальчугана с крылышками за плечами?

 

Первоиздатель диадемы Л. Стефани, большой знаток греческой мифологии, потратил немало труда и остроумия, пытаясь доказать существование греческого мифа о похищении Эрота орлом Зевса. [4] Однако ему пришлось в конце концов признать, что ни в литературном наследии, ни в античном искусстве не сохранилось ни малейших следов подобного сказания. Думается, едва ли можно допустить самую возможность возникновения подобной версии знаменитого мифа, так как такой вариант его противоречил бы представлениям греков о взаимоотношениях отца богов и людей Зевса и бога любви Эрота. Решение загадки миниатюрной группы, как нам кажется, следует искать в ином направлении: не в тонкостях греческой мифологии, а в той реальной обстановке, в которой бытовала диадема Артюховского кургана до того как она была положена в могилу.

 

На рис. 9 изображена обратная сторона нашей диадемы. Внимательное её изучение чрезвычайно поучительно, так как здесь сохранились следы переделки, произведённой на готовом изделии. На тыльной стороне налобной части диадемы ясно прослеживаются очертания петель Гераклова узла. Видны днища трубок, сделанных из полосок плотного золотого листа. Края полосок отогнуты кверху, вместе с припаянным к ним орнаментом — рядом точек и рядом «ов» — они образуют бока открытых спереди трубок, в которых помещаются альмандины (см. рис. 8). Эти камни удерживаются на месте при помощи богато орнаментированных перехватов, находящихся на местах соединения отдельных камней. Перехваты прикреплены также к днищу трубок при помощи двух тонких, округлых в сечении проволок, концы которых пропущены через мелкие парные отверстия, проделанные в золотом листе, затем перевиты между собой и прижаты к днищу трубок. Эта часть обратной стороны Гераклова узла сделана столь же чисто и аккуратно, как вся диадема в целом. Совсем иной вид имеет средняя часть той же стороны узла. Как можно заметить по сохранившимся в неприкосновенности другим Геракловым узлам, исполненным в том же стиле и в той же технике, [5] между петлями узла должны быть видны очертания их концов, пропущенных через противоположную петлю. На обратной стороне Гераклова узла нашей диадемы эти концы отсутствуют. Всё здесь прикрыто одним сплошным листом золота, привлекающим к себе внимание своим неряшливым видом: у него рваные края, в двух местах на него наложены заплаты, а на левой стороне имеется пара мелких дырочек, таких же, как на петлях узла, но в данном случае пустующих. В центре листа проделаны две крупные дырки, и в них пропущены две толстые квадратные в сечении проволоки, концы которых отогнуты в стороны и прижаты к листу. Последнее устройство служит для закрепления на месте миниатюрной группы. Все это несомненные признаки предпринятых в этом месте диадемы переделок, причём объектом их, видимо, была интересующая нас группа, изображавшая похищение Ганимеда, и, как показывает неряшливость работы, выполнял эти переделки какой-то не очень искусный в своём деле мастер. Раз это так, то нельзя ли предположить, что этот же мастер виновен и в искажении первоначальной композиции миниатюрной группы? Такая гипотеза представляется нам весьма вероятной по следующим дополнительным соображениям.

 

Обычай украшать налобные части золотых диадем и венков миниатюрными фигурками был очень распространен в эпоху эллинизма. [6] Эти мас-

(26/27)

сивные литые фигурки ничем не отличались от фигурных подвесок к модным в это время серьгам в виде диска, розетки или цветка (см. рис. 10, 2). Наибольшей популярностью в обоих родах изделий пользовался Эрот, изображавшийся в самых разнообразных позах и видах. [7] Однако как это было замечено современными учёными, [8] разнообразие часто достигалось путем изменения положения рук и ног и прибавления тех или иных атрибутов, тогда как туловище и голова Эрота оставались неизменными. В ювелирных мастерских ввиду большого спроса на такие украшения видимо имелись стандартные заготовки таких фигурок, и мастерам не стоило большого труда придать им окончательный вид согласно требованиям заказчика.

 

Такой же заготовкой, вероятно, воспользовался и мастер, взявшийся за переделку миниатюрной группы диадемы Артюховского кургана. Как видно по качеству его работы, это был скорее всего местный мастер и как таковой, он, возможно, не очень ясно представлял себе содержание мифа о Ганимеде. От первоначальной композиции миниатюрной группы уцелел к тому времени только орёл, фигура же Ганимеда, по тем или иным причинам, была утрачена. Чтобы восстановить её, местный мастер взял готовую фигурку Эрота, примерно типа подвески, изображённой на рис. 10, 2 [9] и, не отдавая себе отчёта в совершаемой ошибке, заменил ею потерянную или испорченную фигуру Ганимеда. Так произошла столь непонятная на первый взгляд метаморфоза троянского юноши в младенца Эрота. В греческой общественной среде подобная путаница едва ли могла бы произойти, но в этнически смешанном населении Боспорского царства имелись для этого надлежащие предпосылки. Особенно показателен в этом отношении тот факт, что не только местный мастер, но и собственники диадемы, принадлежавшие к эллинизованной местной знати, видимо, не подозревали допущенной мастером ошибки. Их знакомство с греческими сказаниями, следовательно, было не очень глубоким. [10]

 


 

[1] Ширина группы 0,055 м, высота — 0,038 м. Голова и туловище орла составлены из двух сформованных на матрицах и спаянных друг с другом половинок; ноги сделаны из золотой проволоки. Основу крыльев и распущенного веером хвоста составляют золотые листы; на них при помощи рубчатой проволоки нанесены контуры перьев, и перья заполнены зеленой, лиловой и розоватой стекловидной массой. Фигурка мальчика целиком, кроме крыльев, отлита в форме и отделана резцом. Крылья сработаны отдельно и припаяны к спине мальчика.

[2] Ил., 20. 231.

[3] О Ганимеде и о его изображениях в греческом искусстве см.: Hellmut Sichtermann. Ganymedes. Berlin, 1953; Philippe Bruneau. Ganymede et l’aigle. Bull. de Corr, Hell, 1962, I, p. 193.

[4] ОАК, 1880, стр. 29, сл.

[5] См., например, пряжку от пояса, происходящую из Фессалии (P. Amandry. Collection Hèlène Stathatos, vol. I. Strasbourg, 1953, №265, p. 124, fig, 75, pl. XLIX-L).

[6] См., например: P. Amandry. Указ.соч., №217, pl. XXXI; H.B. Marshall. Catalogue of Jewellery... in the British Museum, London, 1911, pl. XXXIV; С. Alexander. The Metropolitan Museum of Art Jewellery. N.Y., 1928, №26; A. Manzewitсh. Ein Grabfund aus Chersones. L., 1932, Taf. I, 1.

[7] В Британском Музее хранится около 50 подобных подвесок. См. Н.В. Marshаll. Указ.соч., №1859. Много таких же изделий было найдено на Боспоре (см. ДБК, табл. VII).

[8] R. Zahn. Sammlung Baurath Shiller. Berlin, 1929, №60, taf. 60; S. Arvanitopulos. Ein Thessalischer Gold und Silberfund. A.M. 1912, Band. 37, S. 101; H.В. Marshall. Указ.соч., №1858.

[9] H.В. Marshall. Указ.соч., №1874, pl. XXXII.

[10] В своей докторской диссертации А.П. Иванова собрала ряд интересных примеров искажений греческих мифологических образов боспорскими мастерами (см. А.П. Иванова. Скульптура и живопись Боспора. Киев, 1961, стр. 63).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки