И.Т. Кругликова
Боспор в позднеантичное время
(Очерки экономической истории).
// М.: 1966. 224 с.
Оглавление (развёрнуто)
Введение. — 5
Исторический обзор. — 9
Города. — 25
Сельские поселения. — 63
[Типы сельских поселений. — 63]
[Поселения европейской части Боспора. — 70]
[Сельское поселение. — 100]
Земледелие и скотоводство. — 107
[Хлебопашество. — 107]
[Виноградарство, садоводство и огородничество. — 118]
[Организация земледелия. — 124]
[Скотоводство. — 127]
Ремесло и промыслы. — 131
[Ремесло. — 131]
[Промыслы. — 174]
Денежное обращение и торговля. — 185
[Денежное обращение. — 185]
[Торговля. — 205]
Заключение. ^
Рассмотренные выше материалы показывают, что основным источником для изучения экономики Боспорского царства в позднеантичный период являются данные археологических раскопок и нумизматики. Очень мало для освещения этого вопроса дают эпиграфические памятники, и совсем почти ничего нельзя извлечь из скудных свидетельств древних авторов. Благодаря широко развернувшимся в течение последних десятилетий археологическим исследованиям боспорских городов и поселений удалось восстановить картину постепенного упадка экономической жизни Боспора в III-IV вв. н.э. и роль в этом процессе наступавших на Боспор варварских племён.
Совсем новые материалы дали раскопки сельских поселений. Они позволили установить, что сельское хозяйство было основой экономики Боспора в позднеантичный период и что основной частью сельского населе-
(219/220)
ния были свободные или полусвободные крестьяне. Исследование сельской территории европейской части Боспорского государства показало серьёзные изменения, происшедшие в организации сельскохозяйственного производства на рубеже и в первые века нашей эры. К ним относится, прежде всего, исчезновение многочисленных мелких неукреплённых поселений, разбросанных по равнинам глубинной части Керченского полуострова, и замена их более крупными поселениями, расположенными в местах, пригодных для укрепления, увеличение роли рыболовного промысла в приморских поселениях, что подтверждается массовым употреблением в пищу морских моллюсков — мидий, ракушки которых в изобилии встречаются на всех поселениях первых веков нашей эры, даже если эти поселения расположены вдали от берега моря.
Исчезновение небольших земельных владений и вилл, распространенных в IV-III вв. и III-II вв. до н.э., было вызвано как внешними военно-политическими, так и внутренними социально-экономическими причинами, а именно, ростом крупного землевладения. Появление в первые века нашей эры сильно сарматизованного населения новых сельских посёлков, возможно, было результатом оседания на землю отдельных сарматских племён или их частей, которые получали землю для обработки во владениях боспорского царя или других крупных землевладельцев.
Сельская территория европейской части Боспора не была однородной. Судя по винодельням в боспорских городах и их округе, на примыкавших к ним землях было развито виноградарство. В глубинных поселениях Боспора остатков виноделия не обнаружено. Полевые сельскохозяйственные орудия и большие зерновые ямы свидетельствуют о специализации этих районов на выращивании зерновых культур.
Сельская территория азиатской части Боспора пока изучена меньше. Исследования Таманского полуострова показали в его сельском хозяйстве большую роль виноделия, которое, впрочем, развивалось наряду с хлебопашеством. В прикубанских поселениях, вероятно, выращивали главным образом пшеницу.
Сельские поселения европейской части Боспора были разрушены в конце 60-х или начале 70-х годов III в. в результате нападения врагов, вероятно пришедших на Боспор с севера или с востока, так как поселения азиатской части Боспора от этого вторжения не пострадали. Наоборот, в III — начале IV в. некоторые из них переживают расцвет. Они были разрушены лишь в IV в., вероятно, при нападении гуннов, двигавшихся на Боспор через его азиатскую территорию.
Постоянные войны с соседними племенами и вторжения их на боспорские земли наносили большой урон всем отраслям экономической жизни Боспора. Они нарушали регулярные торговые связи, превращали города и поселения в руины, мешали развитию земледелия. Наступление на боспорские земли в течение III-IV вв. велось с нескольких сторон, и в нём принимали участие различные племена. Волны варварских нападений
(220/221)
связаны с общим передвижением племён и вызваны глубокими социальными изменениями, происходившими в варварском обществе. О военных столкновениях свидетельствуют надписи в честь побед боспорских царей или по случаю сооружений оборонительных стен и башен. Вражеские нашествия могут быть отчётливо прослежены по археологическим источникам.
Первый серьёзный удар был нанесён Горгиппии, крупному торгово-ремесленному центру у южной оконечности Боспорского царства. Она подверглась разгрому в 30-х годах III в. Вторым пострадал Танаис, являвшийся важным форпостом Боспора, осуществлявшим торговые связи с сарматскими племенами Подонья и Поволжья. Он был разрушен в 40-х годах III в. 50-60-е годы III в. связаны с готскими нашествиями, с нападениями других, возможно союзных с ними, племён. Натиск извне сопровождался внутренними смутами, появлением узурпаторов на боспорском престоле и глубоким экономическим кризисом. В результате жестоких потрясений III в. экономическое положение Боспора было плачевным. Это нашло отражение в обеднении городов, изменении их внешнего вида, в исчезновении резкого различия между городами и поселениями, в сильном сокращении внешнеторговых связей. Проникновение в среду городской аристократии, в состав рядового городского населения сармат, алан и других варваров и распространение новых религиозных представлений, способствовали изменению идеологии городского населения и его художественных вкусов, что привело к угасанию некоторых видов ремёсел, например коропластики, живописи, камнерезного ремесла, и почти к полному их исчезновению в IV в.
В это время наблюдается также упадок строительного дела, керамического ремесла, письменности, монетной чеканки и сокращение торговли, которое явилось результатом начавшегося процесса натурализации хозяйства. Те же явления в позднеантичный период происходили и в других частях античного мира и отражали общий процесс наступления варваров на античные государства, ослабление последних в итоге внутренних социальных изменений. Боспорская культура, являвшаяся синтезом местной и греческой культур, в течение III-IV вв. всё больше утрачивала свой античный характер. Именно в это время особенно заметно проявляется прогрессирующая варваризация всех областей хозяйственной и культурной жизни, и ко второй половине IV в. греческие черты в боспорской культуре уже мало заметны. Однако они не исчезают полностью. Даже после гуннского погрома продолжают существовать многие города и поселения и сохраняются некоторые старые традиции. Христианство, появившееся на Боспоре ещё в III в. н.э., но особенно распространившееся в IV в., стало в V в. господствующей религией. Боспорская аристократия, связанная с аланскими и готскими племенами, сохраняет свои позиции, о чём свидетельствует длительное использование родовых склепов, открытых на Госпитальной улице в Керчи.
Список сокращений. ^
АГСП — Античные города Северного Причерноморья. М.-Л., 1955.
АИБ — «Археология и история Боспора», т. I, II. Симферополь, 1926-1928.
ВВ — Византийский временник.
ВДИ — Вестник древней истории.
ГАИМК — Государственная Академия истории материальной культуры.
ГИМ — Государственный исторический музей.
ДБК — Древности Боспора Киммерийского. СПб., 1854.
ЗИРАО — Записки императорского русского археологического общества.
ЗОАО — Записки Одесского археологического общества.
ЗООИД — Записки Одесского общества истории и древностей.
ЗОРСА — Записки отделения русской и славянской археологии Русского археологического общества.
ИАК — Известия императорской археологической комиссии.
ИГАИМК — Известия Государственной академии истории материальной культуры.
ИРАИМК — Известия Российской академии истории материальной культуры.
ИТОИАЭ — Известия Таврического общества истории, археологии и этнографии.
ИТУАК — Известия Таврической учёной археологической комиссии. Симферополь.
КБН — Корпус боспорских надписей. М.-Л., 1965.
КСИА — Краткие сообщения Института археологии Академии наук СССР.
КСИА АН УССР — Краткие сообщения Института археологии Академии наук УССР.
КСИИМК — Краткие сообщения Института истории материальной культуры.
МИА — Материалы и исследования по арехологии [археологии] СССР.
МАК — Материалы по археологии Кавказа.
МАПП — Матеріали з археологіі Північного Причорномор’я. Одесса.
НЭ — Нумизматика и эпиграфика. М.
ОАК — Отчёты императорской археологической комиссии.
СА — Советская археология.
СГАИМК — Сообщения Государственной Академии истории материальной культуры.
(222/223)
СГЭ — Сообщения Государственного Эрмитажа. Л.
Тр. ГИМ — Труды Государственного исторического музея. М.
ТСАРАНИОН — Труды секции археологии Российской ассоциации научных институтов общественных наук. М.
IOSPE — В. Latyshev. Inscriptiones orae septentrionalis Ponti Euxini. Petropoli, т. II, 1890; т. IV, 1901.
RA — Revue archéologique. Paris.
RE — Pauly-Wyssowa-Kroll — Real-Encyclopàdie der Klassischen Altertumswissenschaft.
SC — Scythica et Caucasica — В.В. Латышев. Известия древних писателей, греческих и латинских, о Скифии и Кавказе. СПб., 1893-1906.
SEG — Supplementum epigraphicum Graecum. Lugduni Batavorum.
SHA — Scriptores Historiae Augustae.
SCIV — Studii şi cercetări de istorie veche. Academia Republicii Populare Române. Institutul de istorie, şi filosofie, Bucareşti.
|