главная страница / библиотека / обновления библиотеки
В.А. ІллінськаПро скіфські навершники.// Археологія. XV. Київ: 1963. С. 33-60.
[ В.А. Ильинская. О скифских навершиях. ]
Резюме.
Статья посвящена рассмотрению культовых металлических шумящих наверший, составляющих одну из наиболее достопримечательных категорий вещей скифской материальной культуры.
Большинство раннескифских наверший происходит из курганов Кубани и Посулья. Значительно реже встречаются они в памятниках других территорий Скифии. Позднескифские навершия происходят в основном из степных скифских курганов. Известны они также на Кубани, Суле. Отсутствуют в Правобережной Лесостепи.
Раннескифские навершия (VI, начало V в. до н.э.) отличаются от более поздних (V-IV вв. до н.э.) по форме и орнаментации. Большинство раннескифских наверший имеет вид полых прорезных бубенцов с металлическими шариками в середине. Сверху они украшены изображениями животных: оленя, быка, лошади, птицы, грифона, фантастического существа, а также изображениями эмблемы солнца. Встречаются также втулочные навершия без бубенца, украшенные головкой коня или птицы.
В более позднее время получают развитие несколько локальных типов наверший, каждый из которых становится характерным для той или иной группы скифской культуры. В IV в. до н.э. могут быть выделены: степной, кубанский и посульский типы скифских наверший. С VI-V вв. до н.э. определились самобытные черты наверший скифского типа в памятниках Подунавья.
Нельзя согласиться с точкой зрения В.В. Шлеева, что скифские навершия являлись украшением дышел колесниц и служили распределителями поводьев. Условия находок их в погребениях весьма разнообразны. Навершия встречаются в могилах верховых лошадей, вместе с уздечками, с остатками повозок и без них, среди приношений погребальной тризны и, наконец, просто в составе погребального инвентаря. Очевидно, навершия не составляли часть какого-то одного строго определённого предмета. Применение их было обусловлено их культовым назначением и могло быть самым различным.
Следует признать правильность гипотезы М.И. Ростовцева о генетической зависимости скифских наверший от наверший древневосточного мира, — хеттских, ассирийских, закавказских. Особенную близость обнаруживают навершия Скифии и Кавказа. Очевидно путь проникновения этой группы предметов шёл из стран Передней Азии через Кавказ.
Символы, изображённые на раннескифских навершиях, указывают на связь с культом солнца и идеей плодородия.
наверх |