● главная страница / библиотека / обновления библиотеки
А.П. ОкладниковДалёкое прошлое Приморья.Очерки по древней и средневековой истории Приморского края.// Владивосток: Приморское книжное издательство. 1959. 286 с., вкл.
Оглавление (развёрнуто)
Введение. — 3
Глава первая. Из истории исследования археологических памятников Дальнего Востока. — 7Глава вторая. Первые следы человека. — 26Глава третья. Неолитическое время в Приморье. — 46Неолитические племена Севера. — 46Неолитические племена Юга. — 56Неолитическое население континентальной части Приморья. — 65Жизнь и культура неолитических племён Приморья. — 69Глава четвёртая. Время культуры раковинных куч. — 85Распространение и характер поселений с раковинными кучами. — 86Материальная культура населения Приморья в эпоху раковинных куч. — 98Хозяйство населения Приморья в эпоху раковинных куч. — 117Культурные связи и роль древнего Китая. — 131Племена континентальной части и севера Приморья во II-I тысячелетии до н.э. — 144Древняя культура Приморья и происхождение эскимосской культуры. — 148[В заключение…]. — 152Глава пятая. Переход от камня к металлу (VII-II вв. до н.э.). — 154Глава шестая. Племена мохэ и Бохайское государство. — 179Племена уцзи (мохэ) в V-VII вв. — 179Возникновение Бохайского государства. — 186Глава седьмая. Время Чжурчженьского государства. — 211Возникновение и история государства чжурчжэней. — 211Чжурчжэни в XII-XIII вв. — 252Памятники чжурчжэньской государственности в Приморье. — 268Дальний Восток после чжурчжэней (XIV-XVI вв.). — 285
Дальневосточному государственному университету посвящается. Введение. ^
От берегов Чукотского полуострова на севере и до границ Кореи на юге, от Берингова прилива на востоке и до реки Колымы на западе простирается Дальний Восток.
Прошлое нашего Дальнего Востока, исторический путь его разноплеменного и разноязычного населения издавна привлекают внимание русских и зарубежных учёных. История эта, прежде всего, интересна тем, что, изучая её, можно наглядно видеть, как в конкретных местных условиях по-своему выражались общие закономерности исторического процесса, как здесь возникали и развивались своеобразные культуры, созданные обитателями Дальнего Востока на протяжении многих веков и тысячелетий.
Особенности исторического пути народов Дальнего Востока и своеобразие их культур во многом зависели уже от той естественногеографической среды, на фоне и в условиях которой жили эти народы.
Берега советского Дальнего Востока омывают воды двух океанов и трёх морей: Охотского, Берингова и Японского; по дальневосточной земле протекает одна из величайших рек Азии — Амур.
Северные, восточносибирские ландшафты «переплелись» здесь с южными ландшафтами Маньчжурии и Кореи. На крайнем севере Дальнего Востока — арктическая пустыня и тундра, на юге его пышно расцветает теплолюбивая растительность маньчжурского типа. Оба чуждых друг другу природных мира — юг и север — встречаются на берегах Ам|ура и в уссурийской тайге, где грецкий (маньчжурский) орех растёт рядом с кедром и пихтой, берёза — рядом с бамбуком, а виноградная лоза обвивается вокруг ели. Жителя северных лесов — лося здесь можно увидеть там, где недавно прошёл тигр.
Такой характер природной череды, сочетание в ней южных черт с северными, не мог не наложить отпечатка и на жизнь древнего населения Дальнего Востока.
Разнообразие географических условий, богатая природа — всё это издавна способствовало вызреванию многочисленных и, вместе с тем, особенных хозяйственных укладов и различных культур древнего населения Дальнего Востока.
Своеобразие древних культур, сложность исторических судеб населения Дальнего Востока еще больше зависели от конкретно-исторических условий, от связей с соседними областями и странами азиатского материка.
Племена Дальнего Востока находились в разнообразных связях прежде всего с Китаем, где веками развивалась высокая земледельческая цивилизация Дальнего Востока, с Маньчжурией, Кореей и островным миром Восточной Азии. Они были связаны также и с соседней Центральной Азией, родиной величайших пастушеских культур Старого Света, с Забайкальем, Монголией, а через неё — с Тибетом. По-своему не менее важны для истории Дальнего Востока и взаимоотношения его племён с населением тех северных областей, где обитали морские и таёжные охотники-рыболовы, а также оленеводы тундры и лесотундры.
Северные племена проникали на юг, южные — на север; их культуры оказывали влияние друг на друга.
Всё это не могло не сказаться на характере и направлении хозяйственного развития, на темпах исторического процесса, а также на судьбах местного населения и на его составе, на взаимоотношениях заселявших Дальний Восток племён и народностей.
Этническая и культурная история Дальнего Востока отличается поэтому большой сложностью. Она связана с важнейшими проблемами этнической истории Азии, как северной, так и восточной, и даже американского континента.
С территорией нашего Дальнего Востока неразрывно связаны, прежде всего, судьбы тунгусо-маньчжурских народов, расселённых в настоящее время от Сахалина до Колымы, от Тихого океана до Енисея; народов, которым некогда принадлежала видная роль в политической и этнической истории не только Северной и Восточной Азии. Как полагают многие учёные, родина тунгусо-маньчжурских народов находилась или в современном Дунбэе, или в районе верхнего и среднего течения Амура. Вторая большая этническая группа племён Северной Азии, представляющая, по мнению ряда исследователей, потомков древнейшего населения всей этой обширной страны — северо-восточные палеоазиаты. Палеоазиаты-гиляки до сих пор живут в бассейне Амура, а другие палеоазиатские племена — чукчи, коряки, юкагиры — обитают по соседству с ними, на Севере, в районе Берингова пролива.
Ближайшее отношение к древнейшему прошлому Дальнего Востока имеет одна из наиболее сложных проблем этнической истории тихоокеанского мира — айнская проблема.
Всемирно-историческое значение имеет вопрос о первоначальном заселении человеком американского континента.
Именно здесь, вдоль берегов Тихого океана по направлению к Берингову проливу и Аляске или через островную цепь Алеутских островов, должны были пролегать древнейшие пути, по которым пришли в Америку её первые обитатели, предки американских индейцев, во всяком случае их основная волна.
Есть основания думать, что связи Азии с первобытной Америкой, так или иначе затрагивавшие наш Дальний Восток, имели место и на всех более поздних этапах истории; об этом свидетельствуют черты сходства в культуре племён Северной Америки, с одной стороны, и северо-восточных палеоазиатов Сибири — с другой. Палеоазиатов северовосточной Сибири на этом основании даже называли «американоидами». Отсюда вовсе не следует, конечно, что коряки, чукчи и ительмены-камчадалы обязательно должны были прийти из Америки в Сибирь, но возможность древних взаимных связей между населением американского континента и Северной Азии вполне вероятна и естественна.
Интерес учёных к прошлому Дальнего Востока и значение его памятников определяется ещё и тем, что здесь очень рано, ещё в первом тысячелетии н.э., около двенадцати веков назад возникает классовое общество, местная государственность и высокая культура, в то время как в соседней Северной и Восточной Сибири всё еще существовало доклассовое общество, длился первобытно-общинный строй.
Одним из наиболее важных и интересных в историческим отношении районов Дальнего Востока является советское Приморье.
Именно здесь, на территории Приморского края, с наибольшей силой выражены все отличительные черты природы нашего Дальнего Востока, своеобразие его культур и особенности его исторического развития.
На юге Дальнего Востока, начиная с каменного века, происходили наиболее значительные и важные исторические события.
Здесь возникли и прошли свой исторический путь государства бохайцев и чжурчженей, занимающие такое важное место в культурной и политической истории всего Дальнего Востока.
Не меньший интерес представляют для историков нашего Дальнего Востока и те этапы прошлого Приморья, которые предшествуют возникновению классового общества и государства, та исходная историческая основа, на которой со временем вырастают бохайцы и чжурчжени.
Дать общую картину этого длительного процесса в Приморье, охарактеризовать, главным образом на археологическом материале, на основе новейших исследований, исторический путь его населения — такова цель этой книги.
Книга предназначена не только для специалистов-историков и археологов, но и для всех, кого интересует прошлое Дальнего Востока, исторические судьбы этого замечательного края — самого далёкого в нашей стране, но вместе с тем дорогого сердцу каждого советского человека.
наверх |