Г.А. Пугаченкова, Л.И. Ремпель
Выдающиеся памятники изобразительного искусства Узбекистана.
// Ташкент: Гослитиздат УзССР. 1960. 328 с., 210 илл., вкладки.
Содержание
Некоторые черты исторического развития искусства Узбекистана. — 5
Монументальная скульптура. — 19
Коропластика (скульптурная терракота). — 37
Монументальная живопись. — 65
Рукопись и миниатюра. — 85
Керамика. — 111
Геммы. — 123
Монеты. — 131
Художественный металл. — 139
Иллюстрации [1-210]. — 173
Иллюстрации в тексте [1-21]. — 323
Иллюстрации на таблицах [в альбоме (1-210)]. — 323
[Вкладки.]
От авторов. ^
Книге «Выдающиеся памятники изобразительного искусства Узбекистана» предшествовала книга тех же авторов «Выдающиеся памятники архитектуры Узбекистана» (Гослитиздат УзССР, Ташкент, 1958). Цель этих изданий едина: сжатое освещение добытых наукой материалов и художественный анализ выдающихся произведений архитектуры и изобразительного искусства прошлого.
Художественная культура Узбекистана, как одна из древнейших культур на Среднем Востоке, вызывает глубокий интерес всей передовой общественности мира. Но если в отношении памятников архитектуры Узбекистана авторы располагали рядом печатных работ и исследовательский момент в большинстве только дополнял изложение уже установленных наукой фактов, то в отношении памятников искусства авторы находятся на более девственной почве и многие произведения изобразительного искусства Узбекистана древних эпох публикуются здесь впервые. Некоторая неоднородность в освещении материала отдельных глав книги вызвана различной степенью его изученности. Культурно-историческое и художественное раскрытие памятников искусства совмещено с первичным изучением материала и широким по возможности популярным его освещением.
Многие замечательные творения древнего искусства с территории Узбекистана распылены по зарубежным и отечественным музейным хранилищам. Сводное издание их — дело будущего. Здесь же представлены преимущественно произведения искусства Узбекистана из республиканских хранилищ и частично — уникальные вещи из Государственного Эрмитажа и других собраний.
Материалы археологических экспедиций, публикации которых ещё не завершены, представлены только в части уже изданных фотографий и отчётов. Это не восполняет необходимости их полной публикации, в ожидании которой и даётся предварительная художественно-критическая сводка имеющихся данных.
Хотелось бы оговорить, что в прикладном, декоративном искусстве мы чаще имеем дело не с отдельными выдающимися памятниками (хотя нередко и с ними), но с целыми их однотипными художественными комплексами, типическими образцами
(5/6)
народного художественного ремесла. Они позволяют полнее осветить народные основы национального искусства.
В нашей книге отсутствуют художественные ткани (текстиль, ковры, золотое шитьё). Главное место мы уделяем здесь изобразительному искусству — живописи, скульптуре, затем керамике, глиптике, металлу; в них изобразительные мотивы представлены наиболее широко. Узбекский народный орнамент — предмет других специальных изданий.
Авторы с благодарностью отмечают помощь и содействие в получении необходимых материалов со стороны Музея истории АН УзССР, Музея искусств УзССР, Самаркандского республиканского музея, Ферганского, Сурхан-Дарьинского, Бухарского и Наманганского областных музеев. Особенно ценным было содействие библиотеки им. Салтыкова-Щедрина в Ленинграде, Музея восточных культур в Москве, а также Института истории, археологии и Института востоковедения АН УзССР в Ташкенте. Авторы высоко ценят содействие Института искусствознания АН УзССР.
Разделы «Монументальная скульптура», «Художественная рукопись и миниатюра», «Геммы», «Монеты», «Керамика», «Художественный металл» (до VIII века) написаны Г.А. Пугаченковой.
Разделы «Некоторые черты исторического развития искусства Узбекистана», «Монументальная живопись», «Коропластика (скульптурная терракота)» и «Художественный металл» (с VIII по нач. XX в.) написаны Л.И. Ремпелем.
Фотографии в альбоме исполнены М.Н. Засыпкиным, Л.И. Ремпелем и Е.Н. Юдицким. Монеты, геммы и терракоты даны на снимках в увеличении.
|