З.А. Абрамова
Палеолитическое искусство на территории СССР.
/ САИ. Вып. А4-3. М.-Л.: 1962. 86 с.+63 л.илл. в папке.
Отв.ред. А.П. Окладников.
Содержание
История исследования. — 5
Описание образцов палеолитического искусства. — 9
Восточно-Европейская часть СССР. — 9
1. Костёнки I (верхний слой). — 9
Костёнки I, 3-й слой. — 23
2. Александровка (Костёнки IV). — 23
Круглые жилища. — 23
Длинные жилища. — 26
3. Аносовка II. — 26
4. Костёнки II. — 26
5. Волковская стоянка (Костёнки XII). — 26
6. Маркина гора (Костёнки XIV). — 26
7. Городцовская стоянка (Костёнки XV). — 27
8. Костёнки XVII. — 27
9. Тельманская стоянка. — 27
10. Кельсиевская стоянка. — 27
11. Боршево I. — 27
12. Боршево II. — 27
13. Гагарино. — 28
14. Сунгирь. — 29
15. Авдеево. — 30
16. Мезин. — 33
17. Новгород-Северская стоянка. — 36
18. Пушкари I. — 36
19. Тимоновка. — 37
20. Супонево. — 37
21. Елисеевичи. — 38
22. Кирилловская стоянка. — 40
23-24. Дубовая и Кайстровая Балки. — 40
25. Гонцы. — 40
26. Клинец. — 40
27. Амвросиевка. — 41
28. Якимовская балка (Рогалик). — 41
29. Ильская. — 41
30. Молодова V. — 41
31. Лисичники. — 42
Крым и Кавказ. — 42
32. Сюрень. — 42
33. Шан-Коба. — 42
34. Балин-Кош. — 42
35. Мгвимеви. — 42
36. Сагварджиле 43
37. Гварджилас-Клде. — 43
38. Сакажиа. — 43
39. Таро-Клде. — 43
40. Пещера Уварова. — 43
41. Дэвис-Хврели. — 43
Сибирь и Урал. — 43
42. Иркутский госпиталь. — 43
43. Верхоленская гора. — 43
44. Мальта. — 44
45. Буреть. — 51
46. Красный Яр. — 52
47. Афонтова гора II. — 52
48. Афонтова гора III. — 52
49. Ошурково 53
50. Шишкино. — 53
51. Усть-Канская. — 53
52. Стоянка Талицкого. — 53
Классификация образцов палеолитического искусства. — 53
1. Антропоморфные изображения. — 55
2. Зооморфные изображения. — 59
3. Скульптурные поделки и украшения. — 65
Назначение и смысл произведений палеолитического искусства. — 65
Заключение. — 71
Приложение.
А.Н. Рогачёв. Схематичные скульптуры животных из Костёнок (Аносовка II). — 78
Литература. — 81
Список сокращений. — 84
[Карта; Таблицы I-LXII]
От автора. ^
Выпуск «Палеолитическое искусство на территории СССР» представляет собой первый опыт обобщающего описания и анализа образцов палеолитического искусства, обнаруженных при археологических раскопках на территории СССР. Открытия различных произведений палеолитического искусства всегда вызывали большой интерес, и находки становились широко известными благодаря более или менее своевременной публикации в периодических изданиях и, реже, в монографических исследованиях, посвящённых отдельным палеолитическим поселениям. Однако, несмотря на исключительную ценность памятников палеолитического искусства СССР, сведения о них до сих пор не обобщены, не издано соответствующих сводок и монографий, таких, например, как работы С. Рейнака, Р. де Сен-Перье, Г. Кюна, П. Грациози и других по западноевропейскому палеолитическому искусству. Необходимость сведения воедино разбросанных по различным изданиям образцов палеолитического искусства, так же как и учёта, по возможности исчерпывающего, неопубликованных материалов, их подробного описания и классификации, очевидна. Выполняя эту основную задачу, автор стремился вместе с тем использовать памятники палеолитического искусства как исторический источник, освещающий некоторые черты жизни и культуры первобытного человека. В соответствии с этой задачей и построена работа. После краткой вступительной главы, излагающей историю исследования палеолитического искусства в СССР, дано детальное описание всех поддающихся учёту образцов палеолитического искусства по принципу географического распространения поселений, на которых они найдены: по бассейнам крупных рек Восточной Европы, на отдельных стоянках Украины, Крыма, Кавказа, затем по бассейнам рек Восточной Сибири в на стоянках Алтая и Урала. В заключительном разделе даны классификация образцов палеолитического искусства и анализ их идейного содержания.
В работе использованы литературные источники, касающиеся данной темы, привлечены аналогии из материалов палеолитического искусства Западной и Центральной Европы. Наряду с опубликованными материалами в работе, с разрешения исследователей, нашли отражение ещё неизданные предметы, открытые до 1959 г.
Раздел, посвящённый предметам искусства из поселения Сунгирь, написан О.Н. Бадером. Раздел «Схематичные скульптуры животных из Костёнок (Аносовка II)» (см. приложение) написан А.Н. Рогачёвым.
Автор считает своим долгом принести глубокую благодарность всем лицам, без постоянного участия и помощи которых не смогла бы появиться настоящая работа. Ценными советами и предоставленными материалами автор обязан П.П. Ефименко, А.П. Окладникову, А.Н. Рогачёву, П.И. Борисковскому, М.М. Герасимову, О.Н. Бадеру, М.Д. Гвоздовер. Внимательное содействие при проработке материалов, хранящихся в Государственном Эрмитаже, Музее антропологии и этнографии, Государственном Историческом музее, автор встретил со стороны М.З. Паничкиной, В.В. Фёдорова, В.М. Раушенбах. Материалы, любезно предоставленные Н.З. Бердзенишвили и Д.М. Тушабрамишвили, значительно пополнили наши представления о палеолитическом искусстве Кавказа. Автор также глубоко признателен художникам Е.С. Матвееву, Т.Е. Трошкиной, И.М. Павлюченко и сотрудникам фотолаборатории Ленинградского отделения Института археологии М.Г. Агаронян, М.В. Казанковой, М.Г. Посоховой.
З.А. Абрамова.
|