Н.В. Пятышева
Ювелирные изделия Херсонеса.
Конец IV века до н.э. — IV век н.э.
Коллекция Государственного Исторического музея.
/ Тр.ГИМ. Памятники культуры. Вып. XVIII. М.: Госкультпросветиздат. 1956. 84 с., табл.
Оглавление (развёрнуто)
Предисловие (канд. исторических наук Е.И. Крупнов). — 4
Введение. — 5
Глава I. Ювелирные изделия IV-I вв. до н.э. — 9
Глава II. Ювелирные изделия первых веков н.э. — 20
Бляшки и их разновидности. — 20
Лицевые пластины (нагубники и наглазники). — 29
Перстни. — 41
Серьги. — 44
Части ожерелий и браслетов. — 53
Подвески. — 55
Медальоны. — 57
Амулеты. — 59
Техника изготовления футлярчиков-амулетов. — 61
Бусы. — 62
Разные вещи. — 62
Глава III. Ювелирные изделия III в. до н.э. — IV в. н.э. — 65
Погребальные венки-диадемы. — 65
Индикации и «заготовки» для индикаций. — 68
Глава IV. Значение материала из склепа №1013 для истории Херсонеса. — 71
Глава V. Источники и пути проникновения ювелирных изделий в Херсонес. — 77
[Таблицы I-XV. — вклейка]
Предисловие. ^
Почти две с половиной тысячи лет назад на Северном и Восточном побережье Черного моря были основаны греческие города-колонии (Ольвия, Херсонес, Пантикапей, Фанагория, Фазис, Диоскурия и др.), сыгравшие огромную роль в культурном развитии народов юго-восточной Европы и Кавказа. Развитие экономики и культуры этих городов тесно связано с местной этнической средой. В социально-экономическом и культурном развитии самих местных племён огромное значение имели их взаимоотношения с греческими городами. Этот контакт ускорял процесс социальной дифференциации среди местных племён и способствовал приобщению их к достижениям античной культуры.
Известно, что яркая античная культура Северного Причерноморья имела своеобразные черты. В выяснении специфических особенностей культуры городов Северного Причерноморья античной эпохи большую роль играют не только свидетельства древних авторов (письменные документы), но и вещественные источники — памятники материальной культуры. Для характеристики экономической роли торговли и ремесла очень важен разнообразный археологический материал, в том числе и ювелирные изделия, нередко представляющие собой высокохудожественные и уникальные образцы древней торевтики (серьги, ожерелья, кольца, перстни, браслеты, наглазники). Среди них имеются как местные, так и привозные изделия.
Эти вещи являются важными историческими источниками для изучения металлопроизводства в античных городах нашего Юга, хотя бы потому, что ни одна из других областей распространения античной культуры не может сравниться с Северным Причерноморьем по обилию и разнообразию дошедших до нас изделий из драгоценных металлов.
В недавно опубликованной обстоятельной статье покойной Е.О. Прушевской «Художественная обработка металла» 1 [ сноска: 1 Сборник «Античные города Северного Причерноморья». М.-Л., 1955, стр. 325-355.] довольно подробно обрисовано состояние и развитие торевтики в Ольвии и на Босфоре. Особенности же художественной обработки металла в Херсонесе показаны слабее.
Предлагаемая вниманию читателя работа кандидата исторических наук Н.В. Пятышевой «Ювелирные изделия Херсонеса» в значительной степени восполняет этот пробел в изучении ювелирного производства в Херсонесе. И хотя в основе работы Н.В. Пятышевой лежит только коллекция ювелирных изделий из Херсонеса, хранящаяся в ГИМ’е, она использована как исторический источник на широком фоне сравнительного материала, в результате чего автор сумел нарисовать картину состояния и развития художественной обработки драгоценных металлов в Херсонесе в античную эпоху, связывая иногда появление отдельных новшеств в ювелирных изделиях с определёнными историческими событиями и жизнью города.
Являясь первой сводной работой, посвящённой истории развития ювелирного производства в Херсонесе в античную эпоху, книга Н.В. Пятышевой проясняет ряд важных вопросов, связанных с развитием материального производства в Херсонесе. Эта книга несомненно привлечёт внимание всех интересующихся прошлым нашей Родины, и, в частности, экономикой и культурой античных городов Северного Причерноморья.
Кандидат исторических наук Е.И. Крупнов.
Заключение. ^
Большая группа ювелирных вещей, являющаяся изделием рук местного мастера, наглядно характеризует уровень его мастерства и вкусы потребителя. Художественно-стилистические и технические приёмы, характерные для херсонесского золотых дел мастера, описаны у нас выше (см. стр. 77 и след.).
Не приходится говорить о каком бы то ни было разделении труда в этом ремесле, что, впрочем, не характерно и для более совершенного ювелира. Исторические и современные этнографические примеры свидетельствуют, что весь процесс производства ювелирных изделий сосредоточивался в руках одного мастера. Херсонесский ювелир делал вещи и для заказчика и для рынка прямо в лавке-мастерской, как это до сих пор можно наблюдать в городах Ирана, Сирии и Египта. Его изделия находили широкий круг потребителей, о чём мы можем судить по вещам из погребений херсонесского некрополя античного времени.
Что касается вопроса о социально-правовом положении местного золотых дел мастера, нам представляется, что ответить на него можно двояко: таким мастером в Херсонесе был и свободный мелкий ремесленник, грек по происхождению, но был и не грек, судя по явно варваризованному характеру его изделий. В этом последнем случае, не уточняя вопроса об этнической принадлежности (тавр, скиф, сармат или ещё кто-нибудь), это мог быть обученный раб, хозяин которого доставлял ему заказчиков и присваивал себе весь его доход. Такой мастер-раб мог со временем заплатить за себя выкуп и, став вольноотпущенником, продолжать то же дело уже в качестве свободного ремесленника.
С большей или меньшей долей вероятности установлены места происхождения и время бытования других групп золотых изделий из Херсонеса.
Кроме того, анализ херсонесских золотых вещей, находящихся в коллекции Государственного Исторического музея, в совокупности с краткой характеристикой элементов, составляющих погребальные комплексы херсонесского некрополя античного периода, позволяют говорить о пёстром этническом составе городского населения в это время.
Херсонес, несмотря на своё географическое положение, не оставался в стороне от больших дорог, по которым шло широкое перемещение народов, наоборот, он притягивал к себе пришельцев, многие из которых оседали в нём надолго или навсегда. [1]
Эти же пришельцы, отдельные черты материальной культуры которых мы постарались выявить в этой работе, принесли с собой и ту специфику социальных отношений, которая послужила одной из причин распада рабовладельческого строя. [2]
[2] Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства, М., Госполитиздат, 1950, стр. 163.
Список принятых сокращений. ^
ВДИ — Вестник Древней Истории.
ГАИМК — Государственная Академия Истории Материальной Культуры.
ГИМ — Государственный Исторический Музей.
ГХМ — Государственный Херсонесский музей.
ДБК — Древности Босфора Киммерийского.
ЖМНП — Журнал Министерства Народного Просвещения.
ИАК — «Известия Археологической Комиссии».
КСИИМК — Краткие Сообщения Института Истории Материальной Культуры.
МАР — Материалы по Археологии России.
МИА — Материалы и Исследования по Археологии СССР.
ОАК — Отчёты Археологической Комиссии.
РАНИОН — Российская Ассоциация Научно-исследовательских Институтов Общественных Наук.
РД — Русские Древности в памятниках искусства.
СА — Советская Археология.
Херс.Сб. — Херсонесский Сборник.
IOSPE — Inscriptiones Antiquae Orae Septentrionalis Pouti Euxini.
|