● главная страница / библиотека / обновления библиотеки

А.И. Вощинина. Очерк истории древне-римского искусства. Л.: Государственный Эрмитаж. 1947. А.И. Вощинина

Очерк истории древне-римского искусства.

// Л.: Государственный Эрмитаж. 1947. 126 с.

 

Оглавление

 

Введение. — 3

 

Глава I. Первобытная культура народов Италии. — 7

Глава II. Искусство Этрурии. — 12

Глава III. Искусство средней и южной Италии — «Великой Греции». — 33

Глава IV. Искусство Рима II-I вв. до н.э. — 44

Глава V. Искусство Рима конца I в. до н.э. и начала I в. н.э. — 54

Глава VI. Искусство Рима конца I — начала II вв. н.э. — 62

Глава VII. Искусство Римских провинций II-III вв. — 72

Глава VIII. Искусство II и III вв. — 77

 

Таблицы [I-XLII]. — 83

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Введение.   ^

 

Настоящий краткий очерк ставит своей задачей показать основные этапы развития римского искусства и познакомить широкие круги советских читателей с историей прославленных в исторической и художественной литературе памятников древне-римского изобразительного искусства.

 

Остатки великолепных сооружений античного Рима вдохновляли многих великих художников, поэтов, писателей со времени Возрождения до наших дней.

 

История античного Рима на протяжении своего тысячелетнего развития проходит сложный путь, в течение которого маленькое латинское поселение в Средней Италии превращается в мировую державу — в огромное Римское рабовладельческое государство.

 

Ареной действия римской истории является Италия и Средиземноморье; события её развертываются в период от VII в. до н.э. до IV в. н.э.

 

Ещё в начале VII века на месте будущего Рима было несколько латинских поселений на холмах, разделённых непроходимыми болотами у берегов Тибра; уже к концу V в. вырос и укрепился город, объединивший под своей властью всю область Лациума; дальше события развиваются с необычайной для темпов древней истории быстротой: в III в. Рим уже гегемон всей Италии. В это время в стране начинает развиваться рабовладение, которое вскоре принимает законченные формы античного рабства. Во II-I вв. до н.э. Рим завоёвывает часть восточного и западного Средиземноморья. В течение I-II вв. н.э. Римская империя, уже охватившая собою все берега Средиземного моря и поглотившая часть Центральной Европы, до-

(3/4)

стигает своих максимальных границ, которые простираются с запада на восток от берегов Испании до Ирана, а с севера на юг от Британии до Средней Африки. Сфера влияния Рима распространяется буквально на весь древний мир.

 

Но уже с конца II в. и в течение III в. н.э. начинается разрушение этой грандиозной рабовладельческой империи, которое в IV в. принимает характер катастрофического крушения. Римская империя разлагается в силу того, что она основывалась на беспредельной эксплоатации рабского труда. В IV в. н.э. римское государство, охваченное революционным движением рабов и бедноты, раздираемое экономическим кризисом, окончательно гибнет под сокрушительным ударом завоевания варваров.

 

Рабство, погубившее античный мир, сыграло, как хорошо известно, и свою прогрессивную роль: «Без рабства не было бы греческого государства, греческого искусства и науки, без рабства не было бы и Рима» (Энгельс, Антидюринг).

 

Памятники высокой римской культуры и произведения римских художников — зодчих, скульпторов и живописцев, имена которых до нас в большинстве случаев не дошли, — сохранились не только в Италии и в самом Риме, они есть и в Испании, и во Франции, и в Германии, и в Англии, и в Советском Союзе — в Причерноморье, на Кавказе и в Средней Азии.

 

При той огромной территории, которую занимало римское государство, втянувшее в свою орбиту и Грецию, и Египет, и Сирию со всем богатством их культурного наследия, да ещё при антагонизме между этими завоёванными «провинциями» и их хозяином — Римом, общая картина развития римской культуры и римского искусства сложна и многообразна.

 

Если даже древнейший Рим, представляя собою ещё микроскопическое государство, был неоднороден по своему составу, объединяя разноплеменные поселения, то тем более в дальнейшем, с завоеванием стран Средиземноморья, культура римской империи является пёстрым сочетанием различных элементов: сюда входят Этрурия, и страны эллинистического Востока с их

(4/5)

старой утончённой культурой, и галло-германская Европа с её самобытным «варварством».

 

Это определяет и развитие искусства. На территории римского государства мы находим памятники искусства разных, иногда даже противоположных художественных направлений, но возникших и развивавшихся одновременно. Так, например, скульптурные рельефы в римской Галлии II в. резко отличаются по своему стилю от рельефов, найденных в самом Риме и относящихся к тому же периоду. Художественное оформление одного памятника представляет собою механическое сочетание различных стилистических направлений; например, бронзовые фигурные украшения одной богатой римской колесницы II в., найденной в Болгарии (на территории римской Фракии), выполнены в совершенно разных стилях.

 

Таким образом, представление о том, что же является собственно-римским стилем в искусстве — условно. В то же время в мировой литературе утвердилось традиционное представление о «римском стиле», типичными образцами которого являются такие веками прославленные произведения искусства, как храм Пантеон, как амфитеатр Колизей, как триумфальные ворота Тита, как колонна Траяна, как портретная скульптура, как римская стенная живопись.

 

Эти памятники представляют стиль официального искусства Рима, стиль, определённый и порождённый его государственностью, отражающий мировоззрение верхушки римских рабовладельцев, вершителей судьбы средиземноморского мира.

 

Но, наряду с этим, параллельно существуют и развиваются иные художественные течения, которые отражают мировоззрение и других общественных группировок Рима и его провинций.

 

Так, например, несомненно существует и развивается народное искусство захваченных Римом областей: народное искусство римской Италии, римской Испании, римской Африки и т.д., причём каждое из них, развиваясь в условиях римского государства, сохраняет в большей или меньшей степени свой характерный стиль, свои местные народные элементы в искусстве.

(5/6)

 

На данном этапе изучения истории культуры и искусства древнего Рима, на основах марксистско-ленинской науки, для нас становится совершенно очевидной огромная роль «провинций» во всём сложном и многообразном процессе развития римской культуры и римского искусства. Провинции питают и оплодотворяют творческое начало Рима и в период разложения античной культуры, оказывают решающее влияние на перерождение форм римского античного искусства в искусство феодальной Европы.

 

В то же время говорить о римской Италии, не коснувшись культуры предшествующего периода, невозможно. Нельзя разбирать памятники римского искусства, изолировав их от почвы, на которой они возникли, оторвав от корней, на которых они выросли. Поэтому первая часть очерков уделяется искусству народов древней Италии, главным образом Этрурии и Великой Греции. Культура и искусство этрусков, к сожалению, недостаточно ещё изученные, заслуживают особого внимания и интересны и сами по себе, и как основа культуры и искусства Рима.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки